Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 по делу n А57-9408/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-9408/2014

 

21 января 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 января 2015 года.

                                                          

     Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,

судей С.А. Жаткиной, О.И. Антоновой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.В. Самойловой,

рассмотрев  в открытом судебном заседании апелляционную жалобу агентства по транспорту Архангельской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 октября 2014 года по делу № А57-9408/2014, (судья Братченко В.В.),

по исковому заявлению агентства по транспорту Архангельской области (ОГРН 1122901020527; ИНН 2901229495), г. Архангельск,

к индивидуальному предпринимателю «Горюнов Андрей Владимирович» (ОГРН 312645418800011; ИНН 645404722683), г. Саратов;

индивидуальному предпринимателю «Багринцев Владислав Васильевич»,                       г. Люберцы. Московская область,

о взыскании убытков в размере 64.242,64 руб.,

при участии в заседании:

от ИП Горюнова А.В., ИП Багринцева В.В. – Полонский В.Е. по доверенности, иные, лица участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

 

В арбитражный суд Саратовской области обратилось  агентство по транспорту Архангельской области обратилось с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Горюнову Андрею Владимировичу и индивидуальному предпринимателю Багринцеву Владиславц Васильевичу о взыскании убытков в размере 64.242,64 руб.

Решением от 14 октября 2014 года Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-9408/2014 в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.

Заявитель апелляционной жалобы считает, что материалами дела подтверждается факт нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов.

Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, заслушав представителей ответчиков, арбитражный апелляционный суд  считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела исковые требования мотивированы тем, что 01.05.2011 года и 06.05.2011 года при осуществлении перевозки груза на транспортном средстве Renault Magnum, государственный номер х 571 кр 64 RUS и прицепе Kogel, государственный номер ае 6913 64 RUS, принадлежащим индивидуальному предпринимателю Горюнову Андрею Владимировичу, в пункте весового контроля СПВК-35, расположенного на автомобильной дороге «М-8» было выявлено нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не доказан факт самого нарушения, а именно перевозки с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства.

Суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции соответствует установленным обстоятельствам и действующему законодательству.

В целях обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог разработана Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (утверждена Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996, зарегистрирована в Минюсте РФ 08.08.1996 № 1146).

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.

В силу пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.

Согласно частям 8, 9 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.  Размер  вреда,  причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.

Таким образом, федеральным законом установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.

В соответствии с пунктом 5 «Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 года № 934, размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.

Факт выявленного нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов был зафиксирован в актах от 01.05.2011 года и 06.05.2011 года №№ 286 и 292.

В соответствии с Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляемыми перевозки тяжеловесных грузов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 года №934, составлен расчет платы за провоз тяжеловесных грузов при проезде по автодороге регионального значения, согласно которому сумма оплаты определена по акту от 01.05.2011 года № 286 в размере 3.1687 руб. и по акту от 06.05.2011 года № 292 в размере 32.555,62 руб.

В целях обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог разработана Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (утверждена Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996, зарегистрирована в Минюсте РФ 08.08.1996 № 1146).

В приложении 1 к названной Инструкции определены параметры, в случае превышения которых (хотя бы одного из них) транспортное средство признается тяжеловесным.

В соответствии с пунктом 6.1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом РФ 27.05.1996, контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и государственной автомобильной инспекции.

Согласно пункту 1.2 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации тяжеловесным грузом является транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разделе Приложения 1 к Инструкции. В соответствии с пунктов 1.6 указанной Инструкции плата за ущерб, наносимый дорогам и дорожным сооружениям транспортными средствами взимается исключительно с транспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы.

Согласно пункту 1.4 Инструкции перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном в инструкции.

В рамках требований по данным категориям дел необходимо установление превышения допустимых нагрузок на оси автомобиля, поскольку ответственность за ущерб автомобильной дороге наступает как за превышение грузоподъемности автомобиля, так и за превышение допустимых нагрузок на оси автомобиля.

Исходя из особенностей режима эксплуатации автомобильных дорог в зависимости от категории, Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации проводит классификацию транспортных средств на две группы:

-   группа А - автотранспортные средства с осевыми массами наиболее нагруженной оси от 6 до 10 тонн включительно, предназначенные для эксплуатации на автодорогах I - Ш технической категории, а также на автодорогах IV категории, одежды которых построены или усилены под осевую массу 10 тонн;

-   группа Б - автотранспортные средства с осевыми массами наиболее нагруженной оси до 6 тонн включительно, предназначенные для эксплуатации на всех автодорогах.

Исходя из пункта 5 Правил перевозок грузов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 года № 272 (далее - Правила № 272) тяжеловесный груз - груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2.

При этом согласно приложению № 1 к названным Правилам предельно допустимая масса пятиосного транспортного средства составляет 40 тонн.

Арбитражным судом первой инстанции принято во внимание, что принадлежащее на праве аренды индивидуальному предпринимателю «Багринцев Владислав Васильевич» транспортное средство относится к категории А.

Согласно технических характеристик тягача и полуприцепа, из положений вышеназванной Инструкции, арбитражный суд первой инстанции установил, что транспортное средство согласно классификации раздела I Приложения № 1 к Инструкции относится к группе А, с разрешенной эксплуатацией по дорогам I - III технической категории.

Полная разрешенная масса транспортных средств составляет 40 тонн. Фактическая общая масса автомобиля Renault Magnum с полуприцепом составила в соответствии с актом весового контроля - 34,45 тонн.

Согласно актам от 01.05.2011 года и 06.05.2011 года №№ 286 и 292 предприниматель является владельцем двухосного тягача (с расстояниями между осями более 2 м) с трехосной тележкой (с расстояниями между осями от 1,0 до 1,35 м включительно). Масса наиболее нагруженной оси имеет параметры, не превышающие 9450 тонн.

При этом в расчете истец исходил из того, что транспортное средство двигалось на протяжении 10 км. по автомобильной дороге, однако сведений о маршрутах движения транспортного средства в материалы дела не представлены.

Кроме того, в соответствии с установленными требованиями нагрузка на ось для двухосного тягача с расстоянием между осями более 2-х метров не должна превышать 10 тонн, для трехосной тележки с расстоянием между крайними осями 1,0 до 1,35 метра не должна превышать 7 тонн.

В соответствии с пунктом 23.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года № 1090, масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.

В соответствии с пунктом 23.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090, масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.

В соответствии с пунктом 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 года № 934), размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.

Согласно

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 по делу n А12-26583/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также