Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по делу n А06-6223/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А06-6223/2014

 

20 января 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 января 2015 года.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г., судей: Александровой Л.Б., Луговского Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Качаевой Е.А.,

при участии в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Астраханский порт «Развитие» - Кулагин А.Л., доверенность от 12.01.2015,

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области – Литвинов М.В., доверенность от 31.01.2014 № 16,

от ООО «ПО «Железобетон» - Евстегнеев Р.А., доверенность от 25.12.2014 № 3,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Астраханский порт «Развитие» (г. Астрахань)

на решение арбитражного суда Астраханской области от 24 сентября 2014 года по делу № А06-6223/2014 (судья Шарипов Ю.Р.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Астраханский порт «Развитие» (г. Астрахань)

заинтересованные лица:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (г. Астрахань),

ООО «ПО «Железобетон» (г. Астрахань),

 

УСТАНОВИЛ:

В арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Астраханский порт «Развитие» (далее заявитель, общество) с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (УФАС по Астраханской области, антимонопольный орган) от 03.04.2014 по делу №33-К-03-14.

Решением арбитражного суда Астраханской области от 24 сентября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с ограниченной ответственностью «Астраханский порт «Развитие», не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 07 декабря 2014 года.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 03.04.2014 комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление) было принято решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 33-К-03-14, которым установлен факт нарушения ООО «Астраханский порт «Развитие» пунктов 5 и 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по подаче и уборке вагонов в границах принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования в виде экономически и технологически необоснованного отказа от заключения с обществом с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Железобетон» договора, регулирующего отношения по подаче и уборке вагонов на железнодорожном пути необщего пользования общества с ограниченной ответственностью «Астраханский порт «Развитие», а также в виде создания обществу с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Железобетон» препятствий к доступу на рынок услуг по перевалке грузов.

Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, ООО «Астраханский порт «Развитие» обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что действия ООО «Астраханский порт «Развитие» являются неправомерными, не соответствующими требованиям ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, как препятствующие доступу ООО «Производственное объединение «Железобетон» на рынок услуг по перевалке грузов.

Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Астраханский порт «Развитие» является собственником железнодорожного пути необщего пользования, расположенного по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, ул. Пушкина, 506 (свидетельства о государственной регистрации права от 29.06.2007, серия 30АА, № 154848; от 29.06.2007, серия 30АА, № 154849; от 29.06.2007, серия 30АА, № 154850).

Данный железнодорожный путь примыкает к железнодорожному пути № 20 станции Правый Берег Приволжской железной дороги — филиала ОАО «Российские железные дороги», а также к железнодорожному пути необщего пользования ООО «Производственное объединение «Железобетон», что следует из технических паспортов этих железнодорожных путей и не отрицается сторонами.

Из материалов дела следует, что ООО «Производственное объединение «Железобетон» осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с доставкой грузов железнодорожным транспортом по указанным железнодорожным путям, в том числе оказывает услуги по перевалке грузов.

В силу фактического расположения данных железнодорожных путей, складов и погрузочно-разгрузочных площадок ООО «Производственное объединение «Железобетон» у него отсутствует иная возможность обеспечения доставки грузов, кроме как вступать в правоотношения с ООО «Астраханский порт «Развитие» по подаче и уборке вагонов на принадлежащем последнему железнодорожном пути.

В этой связи между ООО «Производственное объединение «Железобетон» и ООО «Астраханский порт «Развитие» 01.01.2013 был заключен договор № Р04ЖБ-01/2013, регулирующий взаимоотношения сторон при подаче-уборке вагонов общества «Производственное объединение «Железобетон» на железнодорожном пути необщего пользования общества «Астраханский порт «Развитие».

По данному договору ООО «Астраханский порт «Развитие» (исполнитель) обязалось обеспечивать подачу ООО «Производственное объединение «Железобетон» (контрагент) вагонов, прибывающих в адрес последнего, своим локомотивом после постановки их на приемо-сдаточный путь локомотивом ОАО «Российские железные дороги», а также их уборку на выставочный путь после выгрузки/погрузки вагонов контрагентом, а ООО «Производственное объединение «Железобетон» обязалось перечислять исполнителю сумму причитающихся платежей за подачу-уборку вагонов (пункты 2.1.1, 2.2.1).

Срок действия договора установлен сторонами до 31.12.2013 без пролонгации.

Письмом от 03.12.2013 № 339 ООО «Астраханский порт «Развитие» уведомило ООО «Производственное объединение «Железобетон» о том, что планирует проведение в период с 01.01.2014 по 01.03.2014 капитального ремонта принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования, в связи с чем до окончания ремонтных работ не будет заключать с ООО «Производственное объединение «Железобетон» договор, регулирующий отношения по подаче и уборке вагонов, на 2014 год.

Посчитав необоснованным отложение срока заключения договора до момента окончания ремонтных работ на железнодорожном пути, ООО «Производственное объединение «Железобетон» 13.12.2013 обратилось к ООО «Астраханский порт «Развитие» с заявлением о заключении договора, регулирующего отношения по подаче и уборке вагонов, на 2014 год с 01.01.2014 (письмо от 13.12.2013 № 613).

В ответ на полученное от ООО «Производственное объединение «Железобетон» заявление ООО «Астраханский порт «Развитие» направило ему письмо от 30.12.2013 № 368, в котором сообщило об отказе в заключении договора в период с 01.01.2014 по 01.03.2014.

По состоянию на 01.04.2014 ремонт железнодорожного пути ООО «Астраханский порт «Развитие» произведен не был, что ООО «Астраханский порт «Развитие» объясняет отсутствием у него денежных средств, необходимых для оплаты ремонтных работ.

На полученное от ООО «Производственное объединение «Железобетон» предложение о проведении совместного ремонта железнодорожного пути, оформленное письмом от 13.01.2014, ООО «Астраханский порт «Развитие» не ответило.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. В частности, ее пунктом 5 запрещены экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, а пунктом 9 запрещено создание препятствий к доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» сферой деятельности субъектов естественных монополий является, в том числе, сфера железнодорожных перевозок.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее — Закон о железнодорожном транспорте) перевозочным процессом является совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении пере-возок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.

Поскольку для осуществления перевозки грузов в определенных случаях необходимо оказание услуг по подаче и уборке вагонов, перевозка грузов и оказание таких услуг (как в местах общего, так и необщего пользования) представляют собой единый технологический процесс железнодорожных перевозок, подпадающий под сферу регулирования законодательства о естественных монополиях.

Таким образом, правоотношения по подаче и уборке вагонов возникают, изменяются и прекращаются в условиях естественной монополии (отсутствия конкуренции).

Кроме того, услуги по подаче и уборке вагонов, оказываемые на железнодорожном транспорте в местах общего пользования и необщего пользования, включены в Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством (подпункт «а» пункта 4, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 №643).

Для ООО «Астраханский порт «Развитие» тарифы на услуги по подаче и уборке вагонов (их предельный максимальный уровень) на принадлежащем ему железнодорожном пути необщего пользования на 2014 год утверждены постановлением Правительства Астраханской области от 27.11.2013 № 486-П.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции признает обоснованным вывод антимонопольного органа, поддержанный судом первой инстанции о том, что ООО «Астраханский порт «Развитие» имеет статус доминанта на рынке услуг по подаче и уборке вагонов в границах принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования с долей, составляющей 100%.

На отношения, связанные с перевозкой грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, распространяется действие Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - УЖТ РФ).

Статьей 60 УЖТ РФ определено, что отношения между контрагентом (грузоотправителем или грузополучателем, а также владельцем железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, в том числе по поводу подачи и уборки вагонов, регулируются заключенным между ними договором.

В силу статей 274, 277, 426 Гражданского кодекса РФ заключение такого договора владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, является обязательным.

В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» также указано, заключение договоров, связанных с обслуживанием контрагентов, имеющих на железнодорожном пути необщего пользования свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к железнодорожным путям владельца этих путей свои железнодорожные пути, является обязанностью как этих сторон, контрагентов, так и перевозчика, если перевозчик обслуживает железнодорожный путь необщего пользования своим локомотивом (статья 60 УЖТ РФ).

Таким образом, заключение обществом «Астраханский порт «Развитие» договора, регулирующего отношения по подаче и уборке вагонов на принадлежащем ему железнодорожном пути, с обществом «Производственное объединение «Железобетон» обязательно, за исключением случаев, когда заключению такого договора препятствуют объективные обстоятельства экономического либо технологического характера.

В обоснование заявленных требований, а также в апелляционной жалобе ООО «Астраханский

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 по делу n А12-24142/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также