Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2008 по делу n nА57-7175/06-15-42. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74 =============================================================== Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов Дело N А57-7175/06-15-42 7 октября 2008 года Резолютивная часть постановления объявлена 7 октября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 7 октября 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего - судьи Т.Н. Телегиной, судей Г.И. Агибаловой, А.Ю. Никитина при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.С. Семикиным при участии в заседании: от истца – Курячего А.И., представителя, доверенность от 02.10.2008, Кужагалиева С.К., представителя, доверенность от 22.10.2007 (ксерокопии в деле), от ответчиков – представителя Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области – Афанасьева А.Н., зам. начальника юридического отдела, доверенность от 14.01.2008 № 158 (ксерокопия в деле), представителя Министерства социального развития Саратовской области – Леоновой Н.В., доверенность от 31.03.2008 № 111-ПО (ксерокопия в деле), представителя Министерства финансов Саратовской области - Петрова М.А., доверенность от 29.12.2007 № 08-03-01/3 (ксерокопия в деле), Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации извещено о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления от 16.09.2008 № 98569, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области, г. Саратов, на решение Арбитражного суда Саратовской области от 8 августа 2008 года по делу № А57-7175/06-15-42, принятое судьей С.А. Павловой, по иску Саратовского муниципального унитарного производственного предприятия городского электрического транспорта «Саратовгорэлектротранс», г. Саратов, к Министерству социального развития Саратовской области, Министерству финансов Саратовской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области, г. Саратов, Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации, г. Москва, о взыскании 75130492 руб. УСТАНОВИЛ:в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Саратовское муниципальное унитарное производственное предприятие городского электрического транспорта «Саратовгорэлектротранс» с иском о взыскании с Министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, Министерства финансов Саратовской области, Министерства финансов Российской Федерации, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации 75130492 руб. убытков, возникших в 2003-2004 годах в результате реализации Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Решением Арбитражного суда Саратовской области от 24 августа 2006 года по делу № А57-7175/06-15 исковые требования были удовлетворены за счет казны Саратовской области в лице Министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области в сумме 74989642 руб. Постановлением от 25 октября 2006 года апелляционной инстанции Арбитражного суда Саратовской области решение суда первой инстанции по делу № А57-7175/06-15 отменено, суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. Постановлением от 10 мая 2007 года арбитражного суда кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Поволжского округа постановление от 25 октября 2006 года апелляционной инстанции Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-7175/06-15 оставлено без изменения. Постановлением от 10 августа 2007 года апелляционной инстанции Арбитражного суда Саратовской области по делу А57-7175/06-15 исковые требования удовлетворены в сумме 74989642 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, в иске к остальным ответчикам отказано. Постановлением от 25 декабря 2007 года арбитражного суда кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Поволжского округа решение от 24 августа 2006 года и постановление от 10 августа 2007 года апелляционной инстанции Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-7175/06-15 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области. Суд кассационной инстанции указал, что выводы судов об установленности размера убытков, понесенных истцом, не основаны на доказательствах, исследованных судом, судом нарушены нормы процессуального права, что могло повлечь принятие неправильного судебного акта, и является основанием для отмены принятых по делу судебных актов в силу части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При новом рассмотрении суду также необходимо дать оценку доводам ответчика о применении последствий истечения срока исковой давности, с учетом того, что истец не является получателем бюджетных средств в смысле статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а, следовательно, и о применимости понятия финансовый год, установленного статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях, для разрешения вопроса об определении момента, с которого истец должен был узнать о нарушении своих гражданских прав, учитывая, что предметом спора является взыскание убытков, а не получение компенсации в размере недофинансирования, как это предусмотрено статьей 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При новом рассмотрении дела, определением от 1 апреля 2008 года по делу № А57-7175/06-15-42 произведена замена ненадлежащего ответчика – Министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области его правопреемником Министерством социального развития Саратовской области в связи с реорганизацией. Заявлениями от 8 июля 2008 года истец увеличил размер исковых требований до 245740727 руб. и основание иска в порядке пункта 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решением от 8 августа 2008 года Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-7175/06-15-42 с учетом указаний арбитражного суда кассационной инстанции, изменений размера исковых требований и основания иска исковые требования удовлетворены частично: с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации взыскано в пользу муниципального унитарного производственного предприятия «Саратовгорэлектротранс» 174872727 руб., а также в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 71161 руб.48 коп., в остальной части иска и в отношении остальных ответчиков отказано. Не согласившись с принятым по делу решением, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 8 августа 2008 года по делу № А57-7175/06-15-42 отменить в части удовлетворения исковых требований, принять новый судебный акт в отмененной части, в иске к Министерству финансов России отказать, применив срок исковой давности к требованиям истца за период с 1 января 2003 года по 1 октября 2003 года. Заявитель апелляционной жалобы считает принятое решение незаконным и необоснованным, т.к. суд первой инстанции неправомерно применил пункт 29 Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта, утвержденной постановлением Государственного комитета по статистике Российской Федерации от 28 июня 2002 года № 149, для определения размера компенсации за перевозку льготных пассажиров в 2003-2004 годах, т.к. средние показатели по Российской Федерации не подлежат применению на территории Саратовской области, принял недостоверные доказательства о количестве пассажиров в Саратовской области, которые в 2003-2004 годах имели право на льготы в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не применил положения статей 199, 200, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, неправомерно взыскал с ответчика убытки в возмещение расходов по государственной пошлине, уплаченной истцом. Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, считает обжалуемый судебный акт, принятым в соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2008 года № 16069/07, которым признана правомерность расчета транспортных расходов при перевозке льготной категории пассажиров на основании Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта, срок исковой давности на взыскание компенсации (убытков) за предоставленные льготы истцом не пропущен, с ответчика взыскана не государственная пошлина, а судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт. Министерство финансов Саратовской области, Министерство социального развития Саратовской области поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет в порядке апелляционного производства законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, т.к. лица, участвующие в деле, не заявили возражений (пункт 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на нее, выступлениях присутствующих в заседании представителей лиц, участвующих в деле, исследовав дополнительно материалы дела и представленные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции не считает, что решение суда первой инстанции от 8 августа 2008 года подлежит отмене по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, предметом настоящего иска является возмещение государством убытков (выплата компенсации), причиненных истцу в связи с предоставлением гражданам, являющимся инвалидами (признанными таковыми в установленном законом порядке), льгот, установленных Федеральным законом Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Во исполнение Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Саратовское муниципальное унитарное производственное предприятие городского электрического транспорта «Саратовгорэлектротранс» предоставляло льготы по оплате проезда в городском электрическом транспорте (трамвай, троллейбус) в 2003-2004 годах, в результате чего предприятию были причинены убытки в сумме 75130492 руб. (в дальнейшем размер исковых требований был увеличен до 245740727 руб. согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по применению Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28 июня 2002 года № 149), которые не были компенсированы, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском. Предоставление льгот осуществлялось истцом на основании контракта о финансировании расходов по реализации льгот в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на городских перевозках от 8 января 2003 года № 1, контракта о компенсации расходов по реализации льгот в соответствии с названным законом от 2 февраля 2004 года № 4/31. Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, суд первой инстанции учитывал, что причинение убытков истцу непосредственно связано с бездействием Министерства финансов России, выразившимся в невыделении денежных средств, необходимых и достаточных для возмещения расходов истца в связи с предоставлением льгот в соответствии с названным выше Федеральным законом. Российская Федерация, установив указанным Законом льготы по оплате транспортных услуг инвалидам, приняла на себя и обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этих услуг за счет федерального бюджета. Государство не отменяло и не приостанавливало действие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в Законе о бюджете. Довод Министерства финансов России о том, что размер компенсации предоставленных льгот неправомерно рассчитан истцом в соответствии с Инструкцией по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта (от 28 июня 2002 года № 149), не может быть принят во внимание, т.к. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не содержит порядка возмещения расходов, связанных с реализацией данного закона, и перечня документов, которыми эти расходы должны подтверждаться. Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Исходя из части 1 статьи 31 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» (в редакции, действовавшей в спорный период) организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности обязаны предоставить инвалидам льготы по транспортному обслуживанию в соответствии с законодательством Российской Федерации. На истца как на коммерческую организацию не возложено Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2008 по делу n А12-6464/08-С4. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|