Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2014 по делу n А12-24769/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

 

 

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: i№[email protected]

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А12-24769/2014

 

18 ноября 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена «12» ноября 2014 года

Полный текст постановления изготовлен «18» ноября 2014 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,

судей Комнатной Ю.А, Смирникова А.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отделения надзорной деятельности по Котельниковскому району Управления надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 сентября 2014 года по делу № А12-24769/2014 (судья Смагоринская Е.Б.)

по заявлению муниципального казенного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №5 г. Котельниково Волгоградской области (404354, Волгоградская область, г. Котельниково, ул. Липова, 17, ИНН 3413007780, ОГРН 1023405964350)

к отделению надзорной деятельности по Котельниковскому району Управления надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (404354, Волгоградская область, г. Котельниково, ул. Чеснокова, 22)

заинтересованные лица: Управление надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. им. 13-ой Гвардейской Дивизии, 15 А), Главное управление МЧС России по Волгоградской области (400005, г. Волгоград, ул. 13-й Гвардейской, 15 А, ИНН 3444118546, ОГРН 1043400340356)

о признании недействительным предписания,

без участия в судебном заседании представителей: отделения надзорной деятельности по Котельниковскому району Управления надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области, муниципального казенного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №5 г. Котельниково Волгоградской области, Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Волгоградской области, Главного управления МЧС России по Волгоградской области (почтовые уведомления №№98873-98876),

У С Т А Н О В И Л:

 

Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г. Котельниково Волгоградской области (далее – МКОУ СОШ №5, школа, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать недействительным предписание Отделения надзорной деятельности по Котельниковскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области (далее – ОНД по Котельниковскому району, административный орган) №29/21/1 от 20.05.2014 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, вынесенное в адрес муниципального казенного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №5 г. Котельниково Волгоградской области (далее – МКОУ СОШ №5 г. Котельниково Волгоградской области).

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12 сентября 2014 года по делу № А12-24769/2014 заявленные требования удовлетворены.

Признано недействительным предписание Отделения надзорной деятельности по Котельниковскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области № 29/21/1 от 20.05.2014 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, вынесенное в адрес муниципального казенного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 5 г. Котельниково Волгоградской области.

Не согласившись с принятым решением, отделение надзорной деятельности по Котельниковскому району Управления надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Письменного отзыва в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, третьих лиц,  надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).

Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что в период с 20.05.2014 по 17.06.2014 отделением надзорной деятельности по Котельниковскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области  на основании распоряжения от 15.03.2014 №29 проведена проверка соблюдения муниципальным казенным образовательным учреждением средней общеобразовательной школой №5 г. Котельниково Волгоградской области ранее выданного предписания №147/84/1 от 11.12.2013.

В ходе проверки установлен факт неисполнения ранее выданного предписания, а именно: школа не обеспечена техническими средствами, обеспечивающими передачу сигнала по беспроводным линиям связи о срабатывании систем противопожарной защиты в дежурно-диспетчерскую службу ближайшей пожарной части, что, по мнению административного органа, является нарушением пункта 14.4 СП 5.13130.2009 «Система противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденные Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №175 и других нормативных актов.

По результатам проверки административным органом составлен акт от 20.05.2014 №29/29, в котором зафиксированы выявленные нарушения.

20 мая 2014 года ОНД по Котельниковскому району в адрес МКОУ СОШ №5 г. Котельниково Волгоградской области повторно вынесено предписание №29/21/1, которым заявителю предложено до 30.07.2014 устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно - оборудовать школу техническими средствами, обеспечивающими передачу сигнала по беспроводным линиям связи о срабатывании систем противопожарной защиты в дежурно-диспетчерскую службу ближайшей пожарной части.

Не согласившись с выводами, изложенными в предписании, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что правила СП 5.13130.2009 «Система противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» подлежат добровольному применению на этапах проектирования, строительства капитального ремонта и реконструкции объектов защиты, в связи с чем, пришел к выводу, что нарушения данных правил не могут быть поставлены в вину лицу, эксплуатирующему уже построенное в 1896 году здание (технический паспорт здания школы).

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ).

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Статьей 2 Закона № 69-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя названный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу статьи 20 Закона № 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175 утвержден «СП 5.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

В пункте 1.1 СП 5.13130.2009 указано, что данный документ является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона № 123-ФЗ (в редакции Федерального закона от 10.07.2012 № 117-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

Пунктом 3 данной статьи установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Свод правил СП 5.13130.2009 в соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 1573 от 30.04.2009 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Таким образом, поскольку Свод правил - СП 5.13130.2009 носит рекомендательный характер, его неприменение не может оцениваться как несоблюдение обязательных требований пожарной безопасности.

В апелляционной жалобе административный орган ссылается на то, что требования об обеспечении системой пожарной сигнализации подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации установлены также частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 10.07.2012 № 117-ФЗ).

Судебная коллегия не может согласиться с данным доводом ОНД по Котельниковскому району при этом исходит из следующего.

Пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в редакции, действующей с 13.07.2012) действительно установлено, что если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования, за исключением случаев, когда на объекте защиты был проведен капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, при таких обстоятельствах требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Однако, в силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 10.07.2012 № 117-ФЗ внесенные подпунктом е) пункта 57) статьи 1 данного закона изменения в часть 7 статьи 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», предусматривающие оборудование школ каналом передачи информации автоматической пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны, вступают в силу по истечении двух лет после дня официального опубликования закона, а именно с 13.07.2014.

Как следует из материалов дела предписание ОНД по Котельниковскому району в адрес МКОУ СОШ №5 г. Котельниково Волгоградской области №29/21/1 вынесено 20.05.2014.

Таким образом, положения части 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, на которые ссылается административный орган, ни на момент проведения проверки, ни на момент вынесения предписания не распространялись.

В апелляционной жалобе ОНД по Котельниковскому району со ссылкой на Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 №

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2014 по делу n А12-28008/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также