Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2008 по делу n А06-2308/08-21. Отменить решение полностью и принять новый с/а

 

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

====================================================================

 

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов                                                                                           Дело № А06-2308/08-21

«03» октября 2008 года

Резолютивная часть постановления объявлена «02» октября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен «03» октября 2008 года.

                                                          

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,

судей Луговского Н.В., Цуцковой М.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шульдяковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

ИФНС России по Кировскому району города Астрахани, г. Астрахань,

на решение Арбитражного суда Астраханской области от «09» июня 2008 года по делу №А06-2308/08-21, принятое судьей Винник Ю.А.,

по заявлению МУП города Астрахани «Астркоммунэнерго», г. Астрахань,

к ИФНС России по Кировскому району города Астрахани, г. Астрахань,

о признании недействительным ненормативного акта в части и обязании возместить НДС,

при участии в заседании:

представителя МУП города Астрахани «Астркоммунэнерго» – Аристова М.О. (доверенность от 05.08.2008, действительна 1 год),

представителя налоговой инспекции – Краснова С.В. (доверенность № 02-31/382 выдана 11.01.2008 г. сроком на один год),

 

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Астраханской области обратилось МУП города Астрахани «Астркоммунэнерго» с заявлением к ИФНС России по Кировскому району города Астрахани о признании недействительным решения № 11-5 от 26.03.08 г. в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 1 236 907, 2 руб., начисления пени по НДС в сумме 210 143, 44 руб., доначисления НДС в сумме 6 184 536 руб. и обязании возместить в форме зачета в счет текущей недоимки по НДС излишне исчисленную за январь - декабрь 2008 г. сумму налога в размере 6 184 536 руб.

В порядке ст. 49 АПК РФ в судебном заседании заявитель уточнил требования: просит обязать ИФНС РФ по Кировскому району г. Астрахани принять решение о возврате МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» излишне исчисленный НДС за январь - декабрь 2008 г. в сумме 6 184 536 руб.

Уточненные требования были приняты судом к производству.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 09.06.2008 года заявленные требования удовлетворены: решение ИФНС РФ по Кировскому району г. Астрахани № 11-5 от 26.03.08 г. в части привлечения МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 1236 907, 2 руб., начисления пени по НДС в сумме 210 143, 44 руб., доначисления НДС в сумме 6 184 536 руб. признано недействительным; суд обязал ИФНС РФ по Кировскому району г. Астрахани принять решение о возврате МУП г.Астрахани «Астркоммунэнерго» излишне исчисленный НДС за январь -декабрь 2008 г. в сумме 6 184 536 руб. С ИФНС РФ по Кировскому району г. Астрахани взысканы в пользу МУП г.Астрахани «Астркоммунэнерго» расходы по госпошлине в сумме 45 422, 68 руб.

ИФНС России по Кировскому району города Астрахани не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 09.06.2008 года по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» отказать.

МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, считает, что судом принято законное и обоснованное решение, оснований к отмене которого не имеется.

В соответствии со статьей 163 АПК  РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 02.10.2008 года до 15 часов 00 минут.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани провела выездную налоговую проверку МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2006 года по 31.12.2006 года.

18 февраля 2008 г. по результатам проверки налоговая инспекция составила акт выездной налоговой проверки №11-5.

26 марта 2008 г. на основании акта налоговым органом вынесено решение №11-5, которым МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в общем размере 1 242 623,40 руб.

Данным решением Предприятию так же начислены пени за несвоевременную уплату НДС в размере 391  091,39 руб. и предложено уплатить недоимку по НДС в размере 6 213 117 руб., а также вышеуказанные штраф и пени.

Кроме того, налоговый орган решил внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (п. 4 решения).

Не согласившись с вынесенным решением в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 1 236 907, 2 руб., начисления пени по НДС в сумме 210 143, 44 руб., доначисления НДС в сумме 6 184 536 руб., МУП г.Астрахани «Астркоммунэнерго» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Основанием для вынесения решения в оспариваемой части послужил вывод налогового органа о том, что получаемые из бюджета в связи с реализацией услуг по льготным ценам и тарифам, выделялись на оплату подлежащих налогообложению НДС услуг, реализуемых отдельным категориям граждан, следовательно, такие денежные средства подлежат включению в налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке.  

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что денежные средства, предоставленные Предприятию из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в связи с оказанием Предприятием услуг отдельным категориям граждан по льготным ценам в рамках реализации социальной политики государства по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, не связаны с оплатой реализованных коммунальных услуг, а потому не могут увеличивать налоговую базу по НДС на основании пп.2 п.1ст.162 НКРФ.

Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, в 2006 г. МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» реализовывало электрическую энергию населению по тарифам, установленным Постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 16.12.05 N 72 "О  тарифах на электрическую энергию для населения Астраханской области и потребителей, приравненных к населению, на 2006 год". Тарифы установлены в соответствии с Федеральным законом от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.04 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".

Согласно данному постановлению, тарифы на электрическую энергию для населения Астраханской области и потребителей, приравненных к населению, на 2006 год были установлены с учетом налога на добавленную стоимость.

Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" для отдельных потребителей утверждаются льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию, регулирование которых осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Таким образом, утверждение льготных тарифов входит в единую систему государственного регулирования цен.

МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» в 2006 году ежеквартально получало возмещение убытков (расходов) в связи с оказанием коммунальных услуг гражданам по льготным ценам.

Возмещение  убытков (расходов) предприятие получало от Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области и Управления городского хозяйства благоустройства администрации г. Астрахани.

Возмещение убытков (расходов) осуществлялось путем перечисления на расчетный счет предприятия денежных средств в соответствии с Временным положением № 96 - П от 19.05.05 г. «О возмещении расходов организаций оказывающих жилищно-коммунальные услуги гражданам отдельных категорий, имеющих   право на меры социальной поддержки по оплате жилищных и коммунальных услуг», заключенным в соответствии с ним дополнительным соглашением от 30.12.05 г. к  Договору № 02 от 13.04.05 г. (Приложение №3); Временным положением № 1294-м от 22.08.05г. «О возмещении расходов организациям оказывающих жилищные услуги гражданам отдельных категорий, имеющим право на меры социальной   поддержки по оплате жилищных и коммунальных услуг» и заключенным в соответствии с ним Договором № 65 от 25.05.06г (Приложение №4).

Денежные средства предоставлялись Предприятию из областного и городского бюджетов.

Размер денежных средств определялся на основании ежемесячных отчетов Предприятия о фактических расходах, не покрытых доходами от оплаты жилищно-коммунальных услуг из-за применения льготных цен, и счетов-фактур, выставляемых МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области и Управлению городского хозяйства благоустройства администрации г. Астрахани.

Как пояснил в судебном заседании представить заявителя, размер денежных средств, указанный в ежемесячных отчетах  о фактических расходах, не покрытых доходами от оплаты жилищно-коммунальных услуг из-за применения льготных цен, определялся с учетом налога на добавленную стоимость, счета-фактуры так же выставлялись Предприятием с учетом НДС, что подтверждается и представленными в материалы дела копиями счетов-фактур.

Представитель МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» в порядке пункта 3 статьи 70 АПК РФ признал, что оплата из областного и городского бюджетов по договорам о возмещении расходов, связанных с предоставлением гражданам  льгот по оплате коммунальных услуг, производилась с учетом НДС. Налог был получен МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» за 2006 год из бюджета в полном объеме.

 Суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что денежные средства, предоставленные Предприятию из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в связи с оказанием Предприятием услуг отдельным категориям граждан по льготным ценам в рамках реализации социальной политики государства по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, не связаны с оплатой реализованных коммунальных услуг, а потому не могут увеличивать налоговую базу по НДС на основании пп.2 п.1ст.162 НКРФ по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Порядок определения базы, облагаемой НДС, установлен статьями 153 - 162 Кодекса.

Абзацем 2 пункта 2 статьи 154 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

То есть в данном случае налоговая база будет определяться с учетом цен, установленных для населения и для его отдельных групп, имеющих льготы.

Довод инспекции о том, что указанные средства связаны с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) и поэтому подлежат обложению НДС в общем порядке, правомерно признан судом первой инстанции необоснованным, так как в данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Кодекса как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот по действующему законодательству, не являются объектом налогообложения по НДС и подлежат компенсации из бюджета без включения в них НДС.

Аналогичная позиция изложена в Определении ВАС от 16.04.2008 года №3440/08.

Однако суд первой инстанции не учел, что суммы к оплате из областного и городского бюджетов по договорам о возмещении расходов, связанных с предоставлением гражданам  льгот по оплате коммунальных услуг, заявителем указывались с учетом НДС, оплата производилась с учетом НДС. Налог был получен МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» за 2006 год из бюджета в полном объеме.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.

Судом апелляционной инстанции не может быть принят довод заявителя о том, что в данном случае полученный налог на добавленную стоимость фактически является возмещением предприятию убытков в связи с оказанием коммунальных услуг гражданам по льготным ценам.

Как указывалось выше, компенсация расходов по предоставлению льгот должна была производиться из бюджета без учета НДС. В случае если налог был выставлен к уплате и получен налогоплательщиком, он подлежит перечислению в бюджет в соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 173 НК РФ.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» обязано было уплатить НДС за 2006 год по рассматриваемому эпизоду.

 Как установлено судом первой и апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» представило в налоговый орган уточненные ежемесячные налоговые декларации по НДС за 2006 год, где исчислило и уплатило в полном

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2008 по делу n А06-6186/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также