Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2008 по делу n А06-2308/08-21. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74 ====================================================================
Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов Дело № А06-2308/08-21 «03» октября 2008 года Резолютивная часть постановления объявлена «02» октября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен «03» октября 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Комнатной Ю.А., судей Луговского Н.В., Цуцковой М.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шульдяковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Кировскому району города Астрахани, г. Астрахань, на решение Арбитражного суда Астраханской области от «09» июня 2008 года по делу №А06-2308/08-21, принятое судьей Винник Ю.А., по заявлению МУП города Астрахани «Астркоммунэнерго», г. Астрахань, к ИФНС России по Кировскому району города Астрахани, г. Астрахань, о признании недействительным ненормативного акта в части и обязании возместить НДС, при участии в заседании: представителя МУП города Астрахани «Астркоммунэнерго» – Аристова М.О. (доверенность от 05.08.2008, действительна 1 год), представителя налоговой инспекции – Краснова С.В. (доверенность № 02-31/382 выдана 11.01.2008 г. сроком на один год),
УСТАНОВИЛ: В Арбитражный суд Астраханской области обратилось МУП города Астрахани «Астркоммунэнерго» с заявлением к ИФНС России по Кировскому району города Астрахани о признании недействительным решения № 11-5 от 26.03.08 г. в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 1 236 907, 2 руб., начисления пени по НДС в сумме 210 143, 44 руб., доначисления НДС в сумме 6 184 536 руб. и обязании возместить в форме зачета в счет текущей недоимки по НДС излишне исчисленную за январь - декабрь 2008 г. сумму налога в размере 6 184 536 руб. В порядке ст. 49 АПК РФ в судебном заседании заявитель уточнил требования: просит обязать ИФНС РФ по Кировскому району г. Астрахани принять решение о возврате МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» излишне исчисленный НДС за январь - декабрь 2008 г. в сумме 6 184 536 руб. Уточненные требования были приняты судом к производству. Решением Арбитражного суда Астраханской области от 09.06.2008 года заявленные требования удовлетворены: решение ИФНС РФ по Кировскому району г. Астрахани № 11-5 от 26.03.08 г. в части привлечения МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 1236 907, 2 руб., начисления пени по НДС в сумме 210 143, 44 руб., доначисления НДС в сумме 6 184 536 руб. признано недействительным; суд обязал ИФНС РФ по Кировскому району г. Астрахани принять решение о возврате МУП г.Астрахани «Астркоммунэнерго» излишне исчисленный НДС за январь -декабрь 2008 г. в сумме 6 184 536 руб. С ИФНС РФ по Кировскому району г. Астрахани взысканы в пользу МУП г.Астрахани «Астркоммунэнерго» расходы по госпошлине в сумме 45 422, 68 руб. ИФНС России по Кировскому району города Астрахани не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 09.06.2008 года по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» отказать. МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, считает, что судом принято законное и обоснованное решение, оснований к отмене которого не имеется. В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 02.10.2008 года до 15 часов 00 минут. Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. Как видно из материалов дела, ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани провела выездную налоговую проверку МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2006 года по 31.12.2006 года. 18 февраля 2008 г. по результатам проверки налоговая инспекция составила акт выездной налоговой проверки №11-5. 26 марта 2008 г. на основании акта налоговым органом вынесено решение №11-5, которым МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в общем размере 1 242 623,40 руб. Данным решением Предприятию так же начислены пени за несвоевременную уплату НДС в размере 391 091,39 руб. и предложено уплатить недоимку по НДС в размере 6 213 117 руб., а также вышеуказанные штраф и пени. Кроме того, налоговый орган решил внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (п. 4 решения). Не согласившись с вынесенным решением в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 1 236 907, 2 руб., начисления пени по НДС в сумме 210 143, 44 руб., доначисления НДС в сумме 6 184 536 руб., МУП г.Астрахани «Астркоммунэнерго» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Основанием для вынесения решения в оспариваемой части послужил вывод налогового органа о том, что получаемые из бюджета в связи с реализацией услуг по льготным ценам и тарифам, выделялись на оплату подлежащих налогообложению НДС услуг, реализуемых отдельным категориям граждан, следовательно, такие денежные средства подлежат включению в налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке. Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что денежные средства, предоставленные Предприятию из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в связи с оказанием Предприятием услуг отдельным категориям граждан по льготным ценам в рамках реализации социальной политики государства по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, не связаны с оплатой реализованных коммунальных услуг, а потому не могут увеличивать налоговую базу по НДС на основании пп.2 п.1ст.162 НКРФ. Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. Как видно из материалов дела, в 2006 г. МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» реализовывало электрическую энергию населению по тарифам, установленным Постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 16.12.05 N 72 "О тарифах на электрическую энергию для населения Астраханской области и потребителей, приравненных к населению, на 2006 год". Тарифы установлены в соответствии с Федеральным законом от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.04 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации". Согласно данному постановлению, тарифы на электрическую энергию для населения Астраханской области и потребителей, приравненных к населению, на 2006 год были установлены с учетом налога на добавленную стоимость. Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" для отдельных потребителей утверждаются льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию, регулирование которых осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Таким образом, утверждение льготных тарифов входит в единую систему государственного регулирования цен. МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» в 2006 году ежеквартально получало возмещение убытков (расходов) в связи с оказанием коммунальных услуг гражданам по льготным ценам. Возмещение убытков (расходов) предприятие получало от Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области и Управления городского хозяйства благоустройства администрации г. Астрахани. Возмещение убытков (расходов) осуществлялось путем перечисления на расчетный счет предприятия денежных средств в соответствии с Временным положением № 96 - П от 19.05.05 г. «О возмещении расходов организаций оказывающих жилищно-коммунальные услуги гражданам отдельных категорий, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилищных и коммунальных услуг», заключенным в соответствии с ним дополнительным соглашением от 30.12.05 г. к Договору № 02 от 13.04.05 г. (Приложение №3); Временным положением № 1294-м от 22.08.05г. «О возмещении расходов организациям оказывающих жилищные услуги гражданам отдельных категорий, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилищных и коммунальных услуг» и заключенным в соответствии с ним Договором № 65 от 25.05.06г (Приложение №4). Денежные средства предоставлялись Предприятию из областного и городского бюджетов. Размер денежных средств определялся на основании ежемесячных отчетов Предприятия о фактических расходах, не покрытых доходами от оплаты жилищно-коммунальных услуг из-за применения льготных цен, и счетов-фактур, выставляемых МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области и Управлению городского хозяйства благоустройства администрации г. Астрахани. Как пояснил в судебном заседании представить заявителя, размер денежных средств, указанный в ежемесячных отчетах о фактических расходах, не покрытых доходами от оплаты жилищно-коммунальных услуг из-за применения льготных цен, определялся с учетом налога на добавленную стоимость, счета-фактуры так же выставлялись Предприятием с учетом НДС, что подтверждается и представленными в материалы дела копиями счетов-фактур. Представитель МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» в порядке пункта 3 статьи 70 АПК РФ признал, что оплата из областного и городского бюджетов по договорам о возмещении расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате коммунальных услуг, производилась с учетом НДС. Налог был получен МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» за 2006 год из бюджета в полном объеме. Суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что денежные средства, предоставленные Предприятию из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в связи с оказанием Предприятием услуг отдельным категориям граждан по льготным ценам в рамках реализации социальной политики государства по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, не связаны с оплатой реализованных коммунальных услуг, а потому не могут увеличивать налоговую базу по НДС на основании пп.2 п.1ст.162 НКРФ по следующим основаниям. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Порядок определения базы, облагаемой НДС, установлен статьями 153 - 162 Кодекса. Абзацем 2 пункта 2 статьи 154 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. То есть в данном случае налоговая база будет определяться с учетом цен, установленных для населения и для его отдельных групп, имеющих льготы. Довод инспекции о том, что указанные средства связаны с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) и поэтому подлежат обложению НДС в общем порядке, правомерно признан судом первой инстанции необоснованным, так как в данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Кодекса как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот по действующему законодательству, не являются объектом налогообложения по НДС и подлежат компенсации из бюджета без включения в них НДС. Аналогичная позиция изложена в Определении ВАС от 16.04.2008 года №3440/08. Однако суд первой инстанции не учел, что суммы к оплате из областного и городского бюджетов по договорам о возмещении расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате коммунальных услуг, заявителем указывались с учетом НДС, оплата производилась с учетом НДС. Налог был получен МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» за 2006 год из бюджета в полном объеме. В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. Судом апелляционной инстанции не может быть принят довод заявителя о том, что в данном случае полученный налог на добавленную стоимость фактически является возмещением предприятию убытков в связи с оказанием коммунальных услуг гражданам по льготным ценам. Как указывалось выше, компенсация расходов по предоставлению льгот должна была производиться из бюджета без учета НДС. В случае если налог был выставлен к уплате и получен налогоплательщиком, он подлежит перечислению в бюджет в соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 173 НК РФ. На основании изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» обязано было уплатить НДС за 2006 год по рассматриваемому эпизоду. Как установлено судом первой и апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» представило в налоговый орган уточненные ежемесячные налоговые декларации по НДС за 2006 год, где исчислило и уплатило в полном Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2008 по делу n А06-6186/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|