Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2014 по делу n А12-31828/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А12-31828/2013

 

12 сентября 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 года

Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2014 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Антоновой О.И.,

судей Волковой Т.В., Никитина А.Ю.,

при   ведении   протокола   судебного   заседания  секретарем судебного заседания Шевченко А. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета земельных ресурсов Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 мая 2014 года по делу А12-31828/2013 (судья  Е.С. Пятернина),

по исковому заявлению Индивидуального предпринимателя Постолова Владимира Ильича (ИНН: 343520930354, ОГРН 307343501200052)

к Федеральному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Волгоградской области (ИНН: 7705401340, ОГРН 1027700485757)

об установлении кадастровой стоимости земельного участка, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью «Волгоград-Консалтинг», Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Комитета земельных ресурсов Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области,

установил:

Индивидуальный предприниматель Постолов Владимир Ильич (далее - ИП Постолов В.И., истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области к Федеральному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Волгоградской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области, ответчик) с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:35:030214:13, площадью 2582 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Карбышева, 162-а, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 648 082, 00 рублей, земельного участка с кадастровым номеров 34:35:030214:14, площадью 326 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Карбышева, 162-б, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 81 826, 00 рублей; обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Комитет земельных ресурсов Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - КЗР Администрации г. Волжского), Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Мингосимущество Волгоградской области), общество с ограниченной ответственностью «Волгоград-Консалтинг» (далее - ООО «Волгоград-Консалтинг»).

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 7 мая 2014 года иск ИП Постолова В. И. удовлетворён.

Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номеров 34:35:030214:13, площадью 2582 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Карбышева, 162-а, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 648 082, 00 рублей;

Обязал ФГБУ «ФКП Росреестра по Волгоградской области» внести рыночную стоимость земельного участка в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:35:030214:13, площадью 2582 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Карбышева, 162-а, установленную по состоянию на 01.01.2010, в размере 648 082, 00 рублей;

Установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номеров 34:35:030214:14, площадью 326 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Карбышева, 162-б, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 81 826, 00 рублей;

Обязал ФГБУ «ФКП Росреестра по Волгоградской области» внести рыночную стоимость земельного участка в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:35:030214:14, площадью 326 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Карбышева, 162-б, установленную по состоянию на 01.01.2010, в размере 81 826, 00 рублей.

С ФГБУ «ФКП Росреестра по Волгоградской области» в пользу ИП Постолова В. И. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 000, 00 рублей, а так же за проведение судебной экспертизы в размере 30 000, 00 рублей.

Комитет земельных ресурсов администрации городского округа – горд Волжский Волгоградской области не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного иска.

Доводы апеллянта сводятся к тому, что судом не установлен факт достоверности рыночной стоимости земельного участка, определённой в представленном в материалы дела отчёте.

В связи с чем дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке ст. 266, ч. 5 ст. 268 АПК РФ в пределах апелляционной жалобы.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании, апелляционный суд считает, что имеются  основания для изменения судебного акта в силу следующего.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,  истец является собственником двух земельных участков: земельного участка с кадастровым номером 34:35:030214:13, площадью 2582 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Карбышева, 162-а, и земельного участка с кадастровым номером 34:35:030214:14, площадью 326 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Карбышева, 162-б, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 34 АА № 453192 и 34 АА № 453193 соответственно.

Обращаясь в суд, истец ссылается на то, что в связи с вступлением в силу 10.12.2012 Постановления Губернатора Волгоградской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области» от 20.11.2012 № 1130, изменилась кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:35:030214:13 и составляет 20 262 141, 72 рублей, а так же изменилась кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:35:030214:14 и оставляет 2 558 271, 96 рублей.

В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой стоимости земельных участков истец обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельных участков.

Согласно отчету от 29.11.2013 № 13/11/29-3, составленному ООО «Волгоград-Консалтинг», по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:35:030214:13 составляет 648 082, 00 рублей.

Согласно отчету от 29.11.2013 № 13/11/29-2, составленному ООО «Волгоград-Консалтинг», по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:35:030214:14 составляет 81 826, 00 рублей.

Результаты государственной кадастровой оценки земельного участка в части определения его кадастровой стоимости существенно превышают рыночную стоимость земельного участка, поэтому истец, считая, что кадастровая оценка спорного земельного участка нарушает его права, обратился в суд с настоящим иском.

Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в который была включена глава «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ не может.

Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).

Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

На основании пункта 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 № 255, при определении кадастровой стоимости объекта   оценки   определяется   методами   массовой   оценки   рыночная   стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011г. № 275-О-О).

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ № 913/11 от 28.06.2011, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.

В части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» указано, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным  законом   правил   наделенные   в   соответствии   с  такими  решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

Приказом Росреестра от 11.03.2010 № П/93 Федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии») наделены полномочиями органа кадастрового учета.

Истцом заявлен иск в исковом порядке к органу кадастрового учета. Такое требование не связанно с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2014 по делу n А12-30845/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также