Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 по делу n А57-7711/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

 

 

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А57-7711/2014

 

04 сентября 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена «03» сентября 2014 года

Полный текст постановления изготовлен  «04» сентября 2014 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Жаткиной С. А.,

судей Борисовой Т. С., Дубровиной О. А., 

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания    Лабунским А. В.,

рассмотрев апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии»

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 июля 2014 года по делу № А57-7711/2014 (судья Конева Н. В.),

по иску индивидуального предпринимателя Замараева Вячеслава Юрьевича (413840 Саратовская область, г.Балаково, ул.Степная, д.35/1 квартира 40)

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» (г.Москва, Орликов пер., 10, стр.1) в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Саратовской области (г.Саратов, Вишневый проезд, д.2)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области (410012, г.Саратов, Театральная пл., 11)

третьи лица:

Потребительское Общество «Областная коллегия оценщиков» (410012 г.Саратов, ул.Белоглинская, д.15)

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области (413840 Саратовская область, г.Балаково, ул.Степная, д.2)

Комитет по управлению имуществом по Саратовской области (410031 г.Саратов, ул.Радищева, д.30),

Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области (Саратовская область, город Балаково, улица Трнавская, дом 12)

ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» (город Москва, проспект Вернадского, 37-2)

о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

 

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель Замараев Вячеслав Юрьевич (далее – ИП Замараев В. Ю., истец) с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Саратовской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра по Саратовской области»), Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области (далее – Управление Росреестра по Саратовской области) о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении сведений о кадастровой стоимости земельного участка.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 08.07.2014 суд признал кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:04 16 02:108, площадью 17713 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, Промышленный проезд, 3 равной его рыночной стоимости в размере 3 932 000 рублей.

Суд обязал ФГБУ «ФКП Росреестра»  внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:04 16 02:108, площадью 17713 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, Промышленный проезд, 3 в размере 3 932 000 рублей в качестве новой кадастровой стоимости указанного земельного участка.

В остальной части иска отказано.

ФГБУ «ФКП Росреестра», не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить, принять новый судебный акт.

Как указывает заявитель апелляционной жалобы,  ФГБУ «ФКП Росреестра» является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем суд первой инстанции неправомерно удовлетворил требования истца по отношению к ФГБУ «ФКП Росреестра».

Истцом представлен письменный отзыв с обоснованием позиции по апелляционной жалобе.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Дело рассматривается в апелляционной инстанции  в порядке статей 266, 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, проверив законность вынесенного судебного акта, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, не подлежащим отмене на основании следующего.

Как следует из материалов дела, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права ИП Замараев владеет на праве земельным участком с кадастровым номером 64:40:04 16 02:0108, площадью 17713 кв. м, расположенным по адресу: Саратовская область, город Балаково, Промышленный проезд, 3.

Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 № 989-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области» утверждены представленные Управлением Росреестра по Саратовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012, согласно приложениям № 1, 2 и 3, вступившие в силу со дня официального опубликования настоящего распоряжения - с 11.01.2013 (опубликовано на сайте сетевого издания «Новости Саратовской Губернии» www.sarnovosti.ru 11.01.2013).

В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка утверждена в размере 13 282 093,05 рублей. Указанные экономические характеристики были внесены в государственный кадастр недвижимости.

В связи с несогласием ИП Замараева с результатами кадастровой оценки им проведена рыночная оценка стоимости земельного участка по состоянию на 02.06.2013. В соответствии с отчетом № 268-К/03 от 17.03.2014, выполненного ПО «Областная коллегия оценщиков» рыночная стоимость земельного участка составила 3 932 000 рублей.

Полагая, что установленное значение кадастровой стоимости земельного участка многократно превышают размер его рыночной стоимости, чем нарушаются права и законные интересы ИП Замараева В. Ю. как налогоплательщика, и считая, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, ИП Замараев В. Ю. обратился в суд первой инстанции настоящим заявлением.

Принимая судебный акт об удовлетворении исковых требований в части, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В рассматриваемом случае кадастровая стоимость спорного земельного участка определена на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012  № 989-р.

При этом, пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в который была включена глава «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ не может.

Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).

Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.

На основании пункта 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 № 275-О-О).

Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 913/11 от 28.06.2011, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом, достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.

В части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» указано, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

Приказом Росреестра от 11.03.2010 № П/93 Федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014 по делу n А57-9152/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также