Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу n А57-4333/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А57-4333/2013

 

15 августа 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2014 года.

                                                          

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Тимаева Ф.И.,

судей Антоновой О.И., Никитина А.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Зинченко И.А.,

при участии в судебном заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «Икар-Транс» Авдеев Артем Александрович по доверенности от 04.08.2014, выданной сроком на 3 года,

от государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» Витман Людмила Валерьевна по доверенности № 419 от 18.04.2014, выданной сроком на 1 год,

от муниципального казенного учреждения «Транспортное управление» Чикатуев Евгений Анатольевич по доверенности от 25.02.2014,

от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Калашникова Елена Николаевна по доверенности № 90 от 04.07.2014, выданной сроком на 1 год,

от Министерства финансов Саратовской области Ильинов Денис Валерьевич по доверенности № 08-03-43/10 от 24.01.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело №А57-4333/2013

по иску общества с ограниченной ответственностью «Икар-транс» (ОГРН 1106450004033, ИНН 6452947743)

к субъекту Российской Федерации Саратовской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (ОГРН 1126450013007, ИНН 6452099719),

Министерства финансов Саратовской области,

третьи лица:

государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» (ОГРН 1036405042255, ИНН 6452085667),

Муниципальное унитарное производственное предприятие «Саратовгорэлектротранс»

Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области (ОГРН 1056415015910, ИНН 6452914177),

муниципальное казенное учреждение «Транспортное управление»,

о взыскании убытков,

УСТАНОВИЛ:

 

общество с ограниченной ответственностью «Икар-Транс» (далее ООО «Икар-Транс», истец) 25 марта 2013 г. обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Саратовской области в лице Комитета транспорта Саратовской области о взыскании убытков, возникших в связи с применением регулируемых тарифов на пассажирские перевозки за 2012 год, в размере 19 162 205,35 руб. за счет средств казны.

Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил исковые требования, просил взыскать с ответчика 19 161 368,91 руб. Уменьшение исковых требований принято судом к рассмотрению.

Определением суда от 14.10.2013 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечена Саратовская область в лице Комитета по финансам Саратовской области.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 30 октября 2013 года исковые требования ООО «Икар-Транс» удовлетворены. С Саратовской области в лице Комитета транспорта Саратовской области за счет средств казны Саратовской области в пользу ООО «Икар-Транс» взысканы убытки, возникшие в связи с применением регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые автомобильным транспортом общего пользования за период с 01.01.2012 г. по 31.12.2012 г. в размере 19 161 368,91 руб. В удовлетворении исковых требований о взыскании убытков с Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет транспорта Саратовской области, Министерство финансов Саратовской области, государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» (далее ГБУ «Управление пассажирских перевозок»), Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 октября 2013 года по делу №А57-4333/2013 отменить.

Определением от 06 февраля 2014 года Двенадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, муниципальное казенное учреждение «Транспортное управление».

Как следует из материалов дела, между муниципальным унитарным производственным предприятием «Саратовгорэлектротранс» (далее МУПП «Саратовгорэлектротранс») и ООО «Икар-Транс» 19.12.2011 г. заключен договор №2189, согласно которому МУПП «Саратовгорэлектротранс» осуществляет транспортное обслуживание на закрепленных по результатам отбора перевозчиков на право заключения договора об организации перевозок пассажиров и багажа на городских маршрутах №42, 79, 93, 96, 76, 64, обеспечивает оперативное руководство перевозочным процессом и осуществляет транспортно-экспедиционное обслуживание, а ООО «Икар-Транс» предоставляет для этих целей транспортные средства, оборудованные навигационной системой связи и обеспечивает перевозку пассажиров на выделенных маршрутах.

Между муниципальным учреждением «Транспортное управление» и ООО «Икар-Транс» также заключены договоры об организации перевозок пассажиров и багажа, согласно которым муниципальное учреждение «Транспортное управление» организует, а ООО «Икар-Транс» выполняет регулярные перевозки пассажиров и багажа по утвержденному расписанию движения транспортных средств в заданных объемах на маршрутах регулярных перевозок.

На основании вышеуказанных договоров ООО «Икар-Транс» осуществляло перевозки пассажиров автомобильным транспортом на территории города Саратова в 2012 году.

Постановлением Правительства Саратовской области №320-П от 21.07.2010 года «Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа в транспорте общего пользования» утвержден тариф на перевозку пассажиров в маршрутных такси городского сообщения в размере 12 руб. за поездку. Данный тариф действовал до 25 июня 2012 г.

Согласно Приложению №1 к Постановлению Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 09.06.2012 года № 22/7 «Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом на территории Саратовской области» с 25 июня 2012 г. на перевозки пассажиров общественным транспортом для всех юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров в транспортных средствах категории М2 в городском сообщении, в качестве предельного установлен тариф в размере 14 руб. за поездку.

Руководствуясь Методическими указаниями по расчету необходимой валовой выручки на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях в Саратовской области, утвержденными Приказом Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области №210-п от 19 октября 2011 г., ООО «Икар-Транс» обратилось в адрес Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области для установления расчетного тарифа на услуги, оказываемые ООО «Икар-Транс». Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области с учетом экономически обоснованных затрат в качестве расчетного тарифа на услуги, оказываемые ООО «Икар-Транс» в сфере перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в городском сообщении, на 2012 г. установлен расчетный тариф в размере 14, 65 руб. за поездку.

ООО «Икар-Транс» 01 февраля 2013 г. обратилось в адрес Комитета транспорта Саратовской области, ГБУ «Управление пассажирских перевозок» с просьбой заключения договора о предоставлении субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые автомобильным транспортом в 2012 году, и предоставления возмещения выпадающих доходов на основании представленного расчета.

Предоставление перевозчикам субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые автомобильным транспортом, осуществляется ежемесячно после предоставления ГБУ «Управление пассажирских перевозок» (по согласованию) в комитет расчета потребности в возмещении выпадающих доходов в соответствии с фактически перевезенными пассажирами и (или) фактическим пассажирооборотом.

ООО «Икар-Транс», не получив ответа, и , полагая, что убытки, возникшие у него в связи с применением регулируемых тарифов на пассажирские перевозки в 2012 году, подлежат возмещению, обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.

Для разрешения вопроса об установлении размера убытков определением от 10 июня 2013 г. Арбитражным судом Саратовской области по делу назначена бухгалтерская экспертиза.

Как следует из материалов дела, представители ответчика и третьих лиц возражали против назначения по делу судебно-бухгалтерской экспертизы, поскольку, по их мнению, на основании представленных ООО «Икар-Транс» документов провести судебную экспертизу не представлялось возможным.

Судебно-бухгалтерской экспертизой установлен размер возмещения выпадающих доходов ООО «Икар-Транс», возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки в транспортных средствах категории М2 в городском сообщении в 2012 году с учетом разницы между предельным тарифом и расчетным тарифом, установленным на услуги, оказываемые ООО «Икар-Транс» в сфере перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в городском сообщении на 2012 год, и составил 19 162 204,91 руб.

Суд, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение судебной бухгалтерской экспертизы, нашел его достоверным и взял за основу при определении размера убытков, подлежащих взысканию с ответчика.

В соответствии с пунктом 4.3 Постановления Правительства Саратовской области №57-П расчет выпадающих доходов перевозчиков осуществляется с учетом утвержденных комитетом государственного регулирования тарифов области экономически обоснованных затрат, связанных с обеспечением транспортных услуг по перевозке пассажиров; утвержденных комитетом государственного регулирования тарифов области предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа; фактического количества перевезенных пассажиров и (или) фактического пассажирооборота.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что фактическое количество перевезенных пассажиров подтверждено представленными в материалы дела бухгалтерскими документами и заключением судебной экспертизы, проведенной на основании имеющихся в материалах дела доказательств, а фактический пассажирооборот истца в 2012 году подтвержден администрацией муниципального образования «Город Саратов» письмом от 27.06.2012 г. При этом суд пришел к выводу, что требования истца о взыскании убытков в размере 19 161 368,91 руб. доказаны и подлежат удовлетворению.

Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации. Под убытками согласно этой статье понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Основаниями для удовлетворения требования о взыскании убытков является совокупность условий: факт их причинения, документально подтвержденный размер убытков и наличие причинно-следственной связи между понесенными убытками и нарушением.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.

Материалами дела подтверждается, что при принятии решения судом не приняты во внимание доводы ответчика и третьих лиц о недостоверности результатов проведенной по делу экспертизы.

Как следует из материалов дела, ответчиком и третьими лицами заявлено, что без надлежащим образом оформленных и необходимых первичных учетных документов, отражающих количество реализованных билетов пассажирам (билетно-учетных ведомостей, билетно-учетных листов) результаты экспертизы не могут считаться допустимыми и достоверными доказательствами понесенных истцом расходов.

Кроме того, при рассмотрении дела в суде первой инстанции в ходе допроса эксперт пояснил, что экспертиза по настоящему делу проведена в отсутствии документов об учетной политике ООО «Икар-Транс».

В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции для определения размера выпадающих доходов от применения регулируемых тарифов ГБУ «Управление пассажирских перевозок» заявлено ходатайство о проведении повторной бухгалтерской экспертизы по делу. Заявляя данное ходатайство, ГБУ «Управление

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу n А57-18783/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также