Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 по делу n А12-31892/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

 

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А12-31892/2012

 

15 июля 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2014 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Клочковой Н.А.,

судей – Лыткиной О.В., Телегиной Т.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Умаровой Н.С.,

при участии в судебном заседании:

от Администрации городского округа - город Камышин – Новицкая И.А. по доверенности от 07.07.2014 № 67, Резвов Д.А. по доверенности от 20.05.2014 № 49,

от Муниципального унитарного предприятия г. Камышина «Тепловые сети» - Костенко И.А. по доверенности от 23.11.2012, Кузнецова Н.И. по доверенности от 01.01.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия г. Камышина «Тепловые сети»

на решение Арбитражного суда Волгоградской  области от 21 апреля 2014 года по делу № А12-31892/2012, судья В.Д. Суба,

по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия г. Камышина «Тепловые сети» (ИНН 3436000357, ОГРН 1023404961018, юр. адрес: 403893, Волгоградская обл., Камышинский р-н, г. Камышин, ул. Комсомольская, 47а)

к Администрации городского округа - город Камышин (ОГРН 1023404971083, ИНН 3436102623, юр. адрес: 403870, Волгоградская обл., Камышинский р-н, г. Камышин, ул. Октябрьская, 60)

о взыскании убытков,

УСТАНОВИЛ:

 

Муниципальное унитарное предприятие г. Камышина «Тепловые сети» (далее по тексту также МУП г. Камышина «Тепловые сети», истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Администрации городского округа - город Камышин (далее по тексту также Администрация г. Камышина, ответчик) о взыскании убытков за период с 01.01.2009 по 30.06.2012 в размере 168 605 726 руб. 88 коп.

После проведения по делу судебно-бухгалтерской экспертизы истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил исковые требования и просил взыскать с ответчика убытки за период 2009, 2010, 2011 годы, а также за период с 01.01.2012 по 30.06.2012 в размере 154 146 429 руб. 80 коп.

Указанное уменьшение искровых требований судом принято, так как оно соответствует статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21 апреля 2014 года в иске отказано. С муниципального унитарного предприятия г. Камышина «Тепловые сети» в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 200 000 руб.

Муниципальное унитарное предприятие г. Камышина «Тепловые сети», не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования в полном объеме.

Представители муниципального унитарного предприятия г. Камышина «Тепловые сети» в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представители Администрации городского округа - город Камышин возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, муниципальное унитарное предприятие г. Камышина «Тепловые сети» (МУП города Камышина «Тепловые сети») в течении 2009, 2010, 2011 годов и с 01.01.2012 по 30.06.2012 оказывало потребителям г. Камышин Волгоградской области коммунальные услуги, в том числе, по поставке тепловой энергии.

В целях обеспечения надлежащего оказания выше названных услуг Администрация г. Камышин на основании Договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом №19 от 12.02.2004 передала МУП города Камышина «Тепловые сети» в безвозмездное пользование для эксплуатации и обслуживания муниципальное имущество - здания, сооружения, инструменты, инвентарь, транспортные средства, машины, оборудование и передаточные устройства на условиях хозяйственного ведения.

Тепловая энергия приобреталась у поставщиков энергоресурса, с которыми МУП города Камышина «Тепловые сети» заключило возмездные договоры. Потребителями указанной тепловой энергии являлись как юридические, так и физические лица. Тепловая энергия отпускалась потребителям - юридическим лицам на основании договоров, заключенных ими с МУП города Камышина «Тепловые сети», а потребителям - физическим лицам, - как на основании прямых двусторонних договоров, заключенных этими физическими лицами с МУП города Камышина «Тепловые сети», так и на основании публичных договоров в соответствии с действующим законодательством. Для осуществления начисления стоимости коммунальных услуг и учета взаиморасчетов с населением за коммунальные услуги МУП города Камышина «Тепловые сети» заключило с МП «Управление ЖКХ г. Камышина» Договор (б/н) на оказание услуг по ведению аналитического учета операций, связанных с оплатой за жилое помещение и коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) от 01.01.2009, и с Автономным учреждением «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» городского округа Камышин (АУ «МФЦ») Агентский договор №3 по начислению и приему платежей с населения, ведению претензионно-исковой работы по взысканию задолженности по оплате энергоресурсов в отоплении и горячем водоснабжении от 01.06.2010, а также Агентский договор №18 по начислению и приему платежей с населения, ведению претензионно-исковой работы по взысканию задолженности по оплате энергоресурсов в отоплении и горячем водоснабжении от 17.01.2011.

Начисление оплаты населению за отопление производилось в рассматриваемый период по нормативам потребления на основании Постановления Администрации города Камышина Волгоградской области от 14.10.2005 №1882-п «Об установлении норматива теплопотребления для отопления жилищного фонда в г. Камышине».

Указанным постановлением был установлен норматив потребления тепловой энергии на отопление 1 квадратного метра отапливаемой площади для потребителей, не имеющих приборов учета, в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения по городу Камышину в размере 0,014 Гкал в месяц.

Указанный нормативный правовой акт опубликован в Камышинской ежедневной общественно-политической газете «Диалог» № 201 (16516) 15.10.2005.

МУП города Камышина «Тепловые сети» при начислении оплаты населению за отопление в отсутствие у потребителей приборов учета был применен норматив потребления в размере 0,014 Гкал/кв.м.

В рамках дела №А12-31892/2013 МУП г. Камышина «Тепловые сети» оспорило постановление Администрации города Камышина Волгоградской области №1882-п от 14.10.2005.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.04.2013 по делу № А12-31821/2012 в удовлетворении иска МУП г. Камышина «Тепловые сети» отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.06.2013 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.04.2013 по делу № А12-31821/2012 отменено со ссылкой на неполное исследование судом доказательств и фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд Волгоградской области.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.09.2013 по делу № А12-31821/2012, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.12.2013, иск МУП г. Камышина «Тепловые сети» удовлетворен.

Постановление Администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области от 14.10.2005 № 1882-п «Об установлении норматива теплопотребления для отопления жилищного фонда в г. Камышине» признано недействующим и не соответствующим части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 № 441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год», постановлению Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг», пунктам 5, 10, 25, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. № 306.

В обоснование заявленных требований, в том числе уменьшенных, истец сослался на то, что установленный постановлением Администрации г. Камышина № 1882-п от 14.10.2005 норматив теплопотребления тепловой энергии на отопление 1 квадратного метра отапливаемой площади в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения по городу Камышину в размере 0,014 Гкал в месяц является экономически необоснованным и противоречит Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.

По мнению истца, применение норматива теплопотребления в размере 0,014 Гкал/ кв.м. при начислении платы за отопление населению г. Камышина, в период с 01.01.2009 по 30.06.2012, повлекло причинение ему убытков на сумму 154 146 429 руб. 80 коп.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие в совокупности всех условий правомерности гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков, а также пропуска истцом срока исковой давности.

Изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ, далее - ЖК РФ) установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (в редакции, действовавшей в спорный период, далее - Правила N 306), нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.

Под уполномоченными органами понимаются органы местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органы государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац седьмой пункта 2 Правил N 306).

В пункте 9 Правил N 306 определено, что нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.

При этом нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункт 10 Правил N 306).

Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ в часть первую статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации внесены изменения, возлагающие обязанность по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг на органы государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Закон N 237-ФЗ вступил в законную силу 13.08.2010. В то же время изменения, возлагающие обязанность по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, внесены в Правила N 306 постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258 и вступили в силу с 01.07.2012.

Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано утвердить нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта "б" пункта 4 названного постановления.

Несмотря на внесенные в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации изменения в части возложения обязанности по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в спорный период в г. Камышин продолжали действовать нормативы потребления коммунальных услуг, установленные органами местного самоуправления.

В спорный период начисление оплаты населению за отопление производилось по нормативам потребления на основании Постановления Администрации города Камышина Волгоградской области от

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 по делу n А12-33340/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также