Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2014 по делу n А12-17/2014. Изменить решение (ст.269 АПК)

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-17/2014

 

20 июня 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2014 года.

            Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,

судей Ф.И. Тимаева, Т.В. Волковой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем А.О. Зенковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Волгограда

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08 апреля 2014 года по делу № А12-17/2014 (судья С.С. Луцевич),

по иску индивидуального предпринимателя Коротковой Натальи Васильевны (ИНН 340602596070, ОГРНИП 309345732400067)

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестр» по Волгоградской области (400050, г. Волгоград, ул. Ткачева, 20 "Б"; ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757)

третьи лица:

Министерство по управлению государственным  имуществом Волгоградской области (ИНН 3444054540, ОГРН 1053444031299; г. Волгоград,                                        ул. Новороссийская, 15),

Правительство Волгоградской области (ИНН 3444051965, ОГРН 1023403444547; 400098, г. Волгоград, пр-кт им. В. И. Ленина д. 9),

Администрация г. Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822; 400131,              г. Волгоград, ул. им. Володарского д. 5)

об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

при участии в заседании:

лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

 

В арбитражный суд Волгоградской области обратилась предприниматель Короткова Наталья Васильевна (далее - истец) с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестр» по Волгоградской области (далее - ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:030073:121, площадью 4 563, 19 кв. м., с кадастровым номером 34:34:030073:122, площадью 1 418, 73 кв. м., расположенных по адресу: г. Волгоград,   ул. Космонавтов, 16 "Г",   равной рыночной стоимости.

Решением от 08 апреля 2014 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-17/2014 исковые требования удовлетворены.

Суд установил  кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:030073:121, площадью 4 563, 19 кв. м., расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Космонавтов, 16 "Г", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 18.777.000 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:030073:122, площадью 1 418, 73 кв. м., расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Космонавтов, 16 "Г", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 5.839.000 рублей.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, администрация                    г. Волгограда обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.

В обоснование поданной жалобы заявитель указывает, что в нарушение положений ст. 10 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" заказчиком оценки выступает арендатор земельного участка, а не орган местного самоуправления, который осуществляет распоряжение спорным земельным участком, в связи с чем заявитель считает отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка недействительным.

Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд  считает, что резолютивная часть обжалуемого судебного акта подлежит изменению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 34:34:030073:121, 34:34:030073:122, расположенные по адресу: г. Волгоград, ул. Космонавтов, 16 "Г" находятся в пользовании истца на праве аренды в соответствии с договором на аренду земельного участка от 07.07.2010 № 9321.

Кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих истцу на праве аренды, по данным государственного кадастра недвижимости на момент предъявления иска составляет 25 152 898 рублей 68 копеек и 7 822 038 рублей 84 копейки.

Кадастровая стоимость земельных участков утверждена Постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 № 1130 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области» по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области, проведенной по состоянию на 01.01.2010, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» и от 08.04.2000 №316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель».

Не согласившись с произведенной оценкой земельных участков, ссылаясь на то обстоятельство, что их кадастровая стоимость должна быть определена  равной рыночной, а также на значительное превышение кадастровой стоимости земельных участков над рыночной, определенной на ту же дату, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

В доказательство недостоверности кадастровой стоимости земельных участков, истцом в материалы дела представлен отчет № ОН-243 от 06.12.2013 об определении рыночной стоимости земельных участков, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Волгоградский Центр Оценки", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:030073:121 по состоянию на 01.01.2010 составляет 18.777.000 рублей, с кадастровым номером 34:34:030073:122, по состоянию на 01.01.2010 составляет 5.839.000 рублей.

Кроме того, истцом в материалы дела представлено экспертное заключение №140304­205-34 от 14.03.2014г., на представленный отчет, выполненное некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией "Национальная коллегия специалистов-оценщиков", согласно которому отчет № ОН-243 от 06.12.2013 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному Закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» №135-ФЗ от 29.07.1998г., Федеральным стандартам оценки.

Результаты государственной кадастровой оценки земельного участка в части определения его кадастровой стоимости существенно превышают рыночную стоимость земельного участка, поэтому истец, считая, что кадастровая оценка спорного земельного участка нарушает его права, обратился в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, полностью удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что внесение изменения кадастровой стоимости земельного участка не противоречит действующему законодательству.

При принятии обжалуемого решения суд первой инстанции исходил из положений статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), в который включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, которым утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).

В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Истцом заявлен иск к органу кадастрового учета.

Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что такое требование не связано с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.

Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.

В Постановлении N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.

Именно поэтому статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Закон N 135-ФЗ прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости.

Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона N 135-ФЗ, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").

Данные выводы соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11.

Из представленного в материалы дела экспертного заключения следует, что рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2010 составляет 18.777.000 рублей и 5.839.000 рублей.

Согласно экспертному заключению №140304­205-34 от 14.03.2014г., на представленный отчет, выполненное некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией "Национальная коллегия специалистов-оценщиков", отчет № ОН-243 от 06.12.2013 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному Закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» №135-ФЗ от 29.07.1998г., Федеральным стандартам оценки.

Статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Доказательств об иной рыночной стоимости земельного участка податель жалобы не представил, ходатайств о проведении дополнительной или повторной экспертизы не заявил.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что требование истца об обязании органа кадастрового учета внести кадастровую стоимость земельного участка правомерно удовлетворены судом первой инстанции.

Доводы администрации об отсутствии полномочий у арендатора на заключение договора на проведение оценки со ссылкой на положения ст. 10 Закона об оценочной деятельности, отклонены апелляционным судом.

Определение рыночной стоимости земельного участка путем заключения договора на проведение оценки с целью последующих действий по изменению кадастровой стоимости является правом лица, обязанного уплачивать за использование земли соответствующие платежи (земельный налог, арендную плату).

В силу п. 1 ст. 43 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 41 Земельного кодекса РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.

Таким образом, арендатору земельного участка

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2014 по делу n А57-4280/12. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также