Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2008 по делу n А57-617/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74 =============================================================== Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции
Саратов Дело № А57-617/2007-45 21 июля 2008 года Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Акимовой М.А., судей Гребенникова А.И., Кузьмичева С.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуновой О.С. при участии в заседании представителя налогового органа Ваганенко О.В., действующей по доверенности от 14.01.2008г. № 2, и представителя налогоплательщика Данилова А.Ю., паспорт 63 00 439066, выдан 12.05.2001г. УВД г.Балаково и Балаковского района Саратовской области, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Жилищная Эксплуатационная Компания» (г.Балаково Саратовской области) на решение Арбитражного суда Саратовской области 20 ноября 2007 года по делу № А57-617/2007-45 (судья Лесин Д.В.) по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области (г. Балаково Саратовской области) к закрытому акционерному обществу «Жилищная Эксплуатационная Компания» (г.Балаково Саратовской области) о взыскании штрафных санкций в сумме 1 990 632,20 руб., УСТАНОВИЛ: В Арбитражный суд Саратовской области обратилась Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 2 по Саратовской области, налоговый орган, заявитель) с заявлением к закрытому акционерному обществу «Жилищная Эксплуатационная Компания» (далее – ЗАО «ЖЭК», налогоплательщик) о взыскании штрафных санкций в сумме 1 990 632,20 руб. Решением суда первой инстанции от 20.11.2007г. требования налогового органа удовлетворены в части. С ЗАО «ЖЭК» в пользу Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области взысканы штрафные санкции в сумме 1 957 251 руб. Кроме того, указанным решением с налогоплательщика в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 21 286 руб. ЗАО «ЖЭК» не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 20.11.2007г. по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований налоговому органу отказать. Налоговый орган возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области проведена выездная налоговая проверка деятельности ЗАО «ЖЭК» по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления и уплаты НДС за период с 21.10.2004г. по 30.06.2006г. В ходе проверки налоговым органом, установлено, что налогоплательщик не представлял в налоговый орган в установленном порядке налоговые декларации по НДС за: октябрь 2004 года, ноябрь 2004 года, март 2005 года – июнь 2006 года. По результатам проверки налоговым органом выявлена неуплата НДС в сумме 3 434 638 руб. 25 августа 2006 года налоговым органом составлен акт налоговой проверки № 380, которым зафиксированы названные нарушения. 29 сентября 2006 года Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области вынесено решение №380, которым ЗАО «ЖЭК» привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной: - пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДС в виде штрафа в сумме 686 927,6 руб. (3 434 638 руб. х 20%), - пунктом 2 статьи 119 НК РФ за непредставление деклараций (за март 2005 года – 121 987 руб., май 2005 года – 97824 руб., июнь 2005 года – 321 749 руб., июль 2005 года – 151 228 руб., август 2005 года – 197986 руб., сентябрь 2005 года – 191 267 руб., ноябрь 2005 года – 187 242 руб., декабрь 2005 года – 229 249 руб., январь 2006 года – 98 297 руб.) в сумме 1 596 829 руб., - пунктом 1 статьи 119 НК РФ за непредставление деклараций (за февраль 2006 года – 37 016 руб., март 2006 года – 33 134 руб., апрель 2006 года – 59 211 руб., май 2006 года – 38 217 руб., июнь 2006 года – 35 512 руб.) в сумме 203 090 руб. Кроме того, указанным решением налогоплательщику начислены пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 318 194,43 руб. Налоговый орган с целью взыскания указанных санкций на общую сумму 1 990 632,2 руб. (по пункту 1 статьи 122 НК РФ по НДС – 393 803,2 руб.; по пункту 1 статьи 119 по НДС – 1 596 829 руб.), начисленных решением от 29.09.2006г. № 380, обратился в суд с соответствующим заявлением. Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, указал, что в рассматриваемом случае бюджетные средства предоставляются на оплату льгот отдельным категориям граждан, а не в виде субсидий или субвенций ЗАО «ЖЭК», для которого получение указанных средств является не компенсацией расходов, а оплатой за оказанные услуги по договорам. Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и закону. Согласно Уставу ЗАО «ЖЭК» является коммерческой организацией, основной вид деятельности которой - обслуживание жилого фонда и внутридомовой территории. В силу положений пунктов 1.1, 2.1.1 муниципального контракта № 1, заключенного между Комитетом жилищного хозяйства (Служба заказчика) администрации Балаковского муниципального образования и ЗАО «ЖЭК» (Исполнитель) о содержании и ремонте жилищного фонда Балаковского муниципального образования, Служба заказчика поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по содержанию и ремонту муниципального жилищного фонда и придомовых территорий. Служба заказчика обязуется своевременно оплачивать исполнение муниципального контракта за счет средств, поступающих от населения на содержание и ремонт жилья в части действия настоящего контракта, средств бюджетов различных уровней. В 2004 году между администрацией Балаковского муниципального образования (муниципальный Заказчик), Комитетом жилищного хозяйства Балаковского муниципального образования (Служба Заказчика) и ЗАО «ЖЭК» (Исполнитель) заключено Соглашение об исполнении муниципального заказа на предоставление в пользование жилых помещений муниципального жилищного фонда, жилищно-коммунальных услуг и на техническое обслуживание, санитарное содержание и текущий ремонт жилищного фонда и придомовых территорий. По условиям этого соглашения муниципальный Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по управлению жилищным фондом и предоставлению в пользование жилых помещений муниципального жилищного фонда, жилищно-коммунальных услуг населению и по техническому обслуживанию, санитарному содержанию, текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий (пункт 1.2 Соглашения). Служба заказчика принимает на себя обязательства по перечислению денежных средств Исполнителю за предоставленные жилищно-коммунальные услуги населению в части бюджетных средств (льготы, субсидии, 10% доля тарифа, до принятия 100 % тарифа) (пункт 1.3 Соглашения). Муниципальный Заказчик обязуется ежемесячно до последнего числа текущего месяца перечислять на бюджетный счет Службы Заказчика денежные средства, предусмотренные в бюджете Балаковского муниципального образования на покрытие расходов по льготам и субсидиям. Постановлением главы Балаковского муниципального образования от 01.02.2005 года № 233 утверждено Положение о порядке предоставления субвенций на финансирование расходов, связанных с реализацией Законов Саратовской области «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов в Саратовской области» и «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», которое вступило в законную силу с 01.01.2005 года. Данным постановлением установлен Порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам труда, ветеранам военной службы, ветеранам государственной службы, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий. Согласно пункту 2.1 Положения предприятия и организации, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, ежемесячно предоставляют в управление социальной защиты определенный пакет документов. Управление социальной защиты населения при поступлении финансирования на эти цели производит предприятиям и организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, перечисление средств на основании представленных документов, подтверждающих фактически произведенные расходы. Однако утвержденный порядок ЗАО «ЖЭК» не соблюден. Доказательств обратного суду апелляционной инстанции им не представлено. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника финансирования. В соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 года) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различных уровней в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определялась как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153-158 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). С 01 января 2006 года согласно пункту 2 статьи 154 НК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах») суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются. Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что под субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Под субсидиями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому лицу или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Как правильно указал суд первой инстанции, получателями дотаций не могут быть юридические или физические лица. Данные лица могут получать из бюджетов различных уровней только субсидии на осуществление определенных целевых расходов или субвенции на условиях долевого финансирования целевых расходов. Согласно статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств - это бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Налогоплательщики вправе определять налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ только в случае, если они реализуют товары (работы, услуги) по государственным регулируемым ценам, соответствующий бюджет возмещает им фактически полученные убытки, связанные с применением вышеуказанных цен, выделяя соответствующие субсидии или субвенции, и налогоплательщики являются получателями вышеуказанных средств (бюджетополучателями). Только в этом случае средства, выделяемые налогоплательщикам из бюджета (в виде субсидий или субвенций) для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не учитываются при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг). ЗАО «ЖЭК» спорные денежные средства получало от Комитета жилищного хозяйства (Служба заказчика) администрации Балаковского муниципального образования, который не является распорядителем бюджетных средств. Апелляционная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае, бюджетные средства предоставляются на оплату льгот отдельным категориям граждан, а не в виде субсидий или субвенций ЗАО «ЖЭК», для которого получение указанных средств является не компенсацией расходов, а оплатой за оказанные услуги по договорам. Таким образом, если денежные средства, получаемые из бюджета в связи с реализацией услуг по льготным тарифам, выделяются не на компенсацию расходов организаций по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов или на покрытие убытков, связанных с применением указанных льгот, а на оплату подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость услуг, оказываемых льготным категориям граждан, то такие денежные средства включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. Поэтому сумма налога на добавленную стоимость должна учитываться при направлении вышеуказанных денежных средств из бюджета организациям в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан. В соответствии с пунктом 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при применении статьи 122 НК РФ судам необходимо иметь в виду, что «неуплата Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2008 по делу n А-57-205Б/04-41. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|