Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2008 по делу n А06-498/2008. Отменить решение полностью и прекратить производство по делу

 

 

   ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

   410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

  ===============================================================

 

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов                                                                                                 

«27» июня 2008 года                                                                               Дело № А06-498/2008-5

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2008 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Александровой Л.Б.

судей: Кузьмичева С.А., Борисовой Т.С.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Александровой Л.Б.,

при участии в заседании представителей ОАО «ЮТК»: Слесарева А.Г., действующего на основании доверенности от 27 декабря 2007 г.; ООО «РИА «Аверс»: Бочарникова А.В., действующего на основании доверенности от 04 июня 2008 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу ОАО «Южная телекоммуникационная компания» (г. Краснодар)

на решение арбитражного суда Астраханской области от 18 марта 2008 года по делу №  А06-498/2008-5 (судья Сорокин Н.А.)

по иску  Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (г. Астрахань)

к  ОАО «Южная телекоммуникационная компания»  (г.  Краснодар);

третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований: ООО «РИА «Аверс» (г. Астрахань), ООО «Домашние сети» (Астрахань)

о понуждении к исполнению предписания   Управления ФАС России   по Астраханской области

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области  обратилось в арбитражный суд Астраханской области с иском к ОАО «Южная   телекоммуникационная компания» о понуждении к исполнению предписания   Управления ФАС России   по Астраханской области от 05 декабря 2006 года № 27-К-03-06.

 Решением арбитражного суда Астраханской области от 18 марта 2008 года исковые требования Управления ФАС России   по Астраханской области удовлетворены в полном объеме. Суд обязал   ОАО «Южная   телекоммуникационная компания» в течении месяца после вступления решения в законную силу исполнить п. 2 предписания Управления ФАС России   по Астраханской области № 27-К-03-056 от 05 декабря 2007 г. и предоставить услуги присоединения узла доступа сети передачи данных (узла телематических служб) присоединенных операторов связи ООО «РИА «Аверс» и ООО «Домашние сети» к узлу передачи данных  ОАО «ЮТК» для обеспечения доступа в сеть Интернет согласно договорам  о присоединения сетей передачи данных.

На ОАО «ЮТК» возложены расходы по государственной пошлине. С общества в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 2000 руб.

 ОАО «Южная   телекоммуникационная компания», не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Заявитель жалобы считает, что судом первой инстанции при принятии решения по делу были нарушены нормы материального права, решение не соответствует фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя предписание от 05 декабря 2006 г.  не может быть исполнено в настоящий момент в связи с расторжением ранее заключенных договоров  с ООО «Домашние сети» и ООО «РИА «Аверс» и заключением с  ООО «РИА «Аверс»   договора на новый срок действия.  

Управление ФАС России по Астраханской области  представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения.

ООО «РИА «Аверс» отзыв на апелляционную жалобу не представило.  В судебном заседании представитель ООО «РИА «Аверс»  с доводами апелляционной  жалобы не согласился, просит   суд отказать в её удовлетворении.

В судебное заседание не явились представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области и ООО «Домашние сети». О времени и месте рассмотрения дела указанные лица извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются почтовые уведомления №№  93185, 93189. Почтовые отправления вручены  06 июня 2008 г. Истец и третье лицо  имели реальную возможность обеспечить явку представителей в судебное заседание, либо ходатайствовать об отложении дела. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд праве рассмотреть дело в их отсутствии.

В связи с вышеизложенным, арбитражный суд апелляционной инстанции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей  истца и третьего лица.

Дело в апелляционной инстанции рассматривается с соблюдением требований статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при  рассмотрении дела в порядке апелляционного производства  арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

 Заслушав объяснения ответчика, ОАО «ЮТК», и третьего лица, ООО «РИА «Аверс», обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, представленного истцом,  изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а производство по делу прекращению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела,  Управление  ФАС России по Астраханской области обратилось в арбитражный суд с иском о понуждении к исполнению  пункта 2 предписания  Управление  ФАС России по Астраханской области о прекращении нарушений антимонопольного законодательства № 27-К-03-06, выданного  ОАО «Южная телекоммуникационная компания».

Исковое заявление подано в арбитражный суд и рассмотрено по общим правилам искового производства.

В соответствии со ст. 4 АПК РФ  заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном  Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

 При обращении в суд лицо должно представить доказательства того, что его права или законные интересы нарушены.

 Возможность лиц, права и законные интересы которых не нарушены, обратиться в суд предусмотрена   ч. 2 ст. 4 АПК РФ. Эти лица выступают от своего имени, но в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, в том числе публичных образований. В их число входит прокурор. Его право на участие в деле определено ст. 52 АПК РФ.  Кроме того, в соответствии со ст. 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов. В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд. К таким органам относятся, например, федеральные антимонопольные органы, органы федерального государственного экологического контроля, федеральные органы исполнительной власти по рынку ценных бумаг и другие. 

Указанные лица обладают процессуальной заинтересованностью в защите прав и законных интересов других лиц. Они выступают в процессе от своего имени, а не как представители, обладают теми же правами и несут те же обязанности, что и лица, защищающие свои права и законные интересы.  

Статьей 22 Федерального закона «О защите конкуренции»  № 135-ФЗ от 26 июля 2006 г.  определены  функции антимонопольного органа. Антимонопольный орган  обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Полномочия   антимонопольного органа  определены  ст.  23  указанного Федерального закона. 

 Согласно п. 6 ст.  23 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями:

а) о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации;

б) о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству;

в) об обязательном заключении договора;

г) об изменении или о расторжении договора;

д) о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством;

е) о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;

ж) о привлечении к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства лиц, допустивших такое нарушение;

з) о признании торгов недействительными;

и) о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа.

Удовлетворяя  заявленные требования, суд перовой инстанции пришел к выводу о том, что  ОАО «ЮТК» не исполнила  предписание Управления Федеральной антимонопольной службы  по Астраханской области  от 05 декабря 2006 г. № 27-К-03-06, в соответствии с пунктом 2 которого обществу было предложено в срок до 08 января 2007 г. прекратить нарушение  п. 4 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в отказе  от предоставления услуги присоединения узла доступа сети  передачи данных (узла телематических служб) присоединенных операторов связи ООО «РИА «Аверс» и ООО «Домашние сети» к узлу передачи данных ОАО «ЮТК» для обеспечения доступа в сеть Интернет согласно договорам о присоединении сетей  передачи данных.

            В связи с неисполнением предписания в отношении ОАО «ЮТК»  было возбуждено дело об административном правонарушении. 20 сентября 2007 г. ОАО «ЮТК» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена  ч. 2.2  ст. 19.5 КоАП РФ и  ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 300000 руб. (постановление  заместителя руководителя Астраханского УФАС России от 20 сентября 2007 г. №  28-А-03007).

            04 октября 2007 г. истек срок  действия разрешения по эксплуатации сооружения связи ООО «РИА «Аверс», предназначенного для оказания услуг связи по передачи данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации и оказания телематических услуг связи.

            25 января 2008 г. прекращены действия лицензий № 36731 (телематические услуги связи), № 36732 (услуги связи по передачи данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации), № 38116 (услуги местной телефонной связи, за исключением  услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа), № 52280 (услуги связи по предоставлению каналов связи), выданных  ООО «РИА «Аверс»,  о чем сообщено ОАО «ЮТК»  Управлением  Россвязьохранкультуры по Астраханской области  17 марта 2008 г. письмом за № 03-021/0412.

            Таким образом,  ООО «РИА «Аверс» в период с 25 января 2008 г. по 27 февраля 2008 г. не отвечало  требованиям, предъявляемым к операторам связи ФЗ «О связи», т.е. не являлось лицом, оказывающим услуги связи на основании соответствующей лицензии.

            Решение  о выдаче ОАО «РИА «Аверс» лицензий № 56649 (телематические услуги связи), № 56648 (услуги связи по передачи данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации), № 56646 (услуги местной телефонной связи, за исключением  услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа), № 56647 (услуги связи по предоставлению каналов связи)  было принято  уполномоченным органом  27 февраля 2008 г. (приказ Федеральной службы  по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия № 94 от 27.02.2008 г.).

            С заявлением о понуждении  ОАО «ЮТК»  исполнить предписание от 05 декабря 2006 г. № 27-К-03-06   Управление ФАС по Астраханской области обратилось 01 февраля 2008 г., что подтверждается  штампом отделения связи на почтовом конверте, направленном в арбитражный суд заказной почтой по квитанции за №  414000 83 67479 7. 

            В судебном заседании представители ОАО «ЮТК» и ООО «РИА «Аверс» пояснили, что  в настоящее время услуга присоединения  сети электросвязи оператора  (ООО «РИА «Аверс»)  к сети электросвязи ОАО «ЮТК» и услуга по пропуску трафика  предоставляется на условиях договора №  33/56 от 15 апреля 2008 г., заключенного между ОАО «ЮТК» и ООО «РИА «Аверс».

            Соответственно,  ОАО «ЮТК» не может быть обязано предоставлять услугу присоединения узла доступа сети передачи данных присоединенных

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2008 по делу n А12-2203/2006. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также