Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2007 по делу n А12-14937/07-С30. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

===============================================================

 

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов                                                                            Дело № А 12-14937/07-С30

« 19» декабря 2007 года

Резолютивная часть постановления объявлена «18» декабря 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен «19» декабря 2007 года.

                                                          

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,

судей: Комнатной Ю.А., Луговского Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эфман Т.А.

при участии в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Ари100крат» - Желябин К.В. доверенность б/н от 14.05.2007г.,

рассмотрев  в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ари100крат» (г.Волгоград)

на решение арбитражного суда Волгоградской области от «26» октября 2007 года по делу    № А 12-14937/07-С30, принятого судьей Назаревской В.В.,

по заявлению общества с ограниченной ответственность «Ари100крат» г. Волгоград

к Комитету Государственного контроля в сфере природопользования администрации Волгоградской области г. Волгоград

о признании недействительными и отмене акта проверки, предписания и постановления по делу об административном правонарушении

УСТАНОВИЛ:

             Общество с ограниченной ответственностью «Ари100крат» г. Волгоград (далее ООО, общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к  Комитету Государственного контроля в сфере природопользования администрации Волгоградской области (далее заинтересованное лицо, комитет, административный орган) о признании недействительными акта проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, предписания № 647 от 10.09.2007г. и постановления  № 726 от 13.09.2007г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 20000руб.

 Решением арбитражного суда Волгоградской области от 26.10.2007г. в удовлетворении требований в части признания недействительными предписания  № 647 от 10.09.2007г. и постановления № 726 от 13.09.2007г. отказано со ссылкой на то, что материалами дела подтверждается совершение обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ. В части признания недействительными акта проверки соблюдения требований природоохранного законодательства производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.

            Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение от 26.10.2007г. отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. Заявитель ссылается на неправильное применение судом первой инстанции ст. 8.1 Кодекса, ст. 7, ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Кроме того, общество ссылается на то, что хозяйственная деятельность им осуществляется в нежилом помещении, предоставленном по договору безвозмездного пользования от 26.04.2006г., заключенному с предпринимателем Логуновой В.Е.

            По договору ООО «Ари100крат» передано в пользование 126 кв.м (площадь всего помещения 584,5 кв. м), остальной частью помещения пользуется предприниматель, которая является плательщиком за негативное воздействие на окружающую среду и производит платежи самостоятельно в полном объеме и у которой имеется разработанный в 2005 году проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

            При этом к договору безвозмездного пользования между предпринимателем и обществом было заключено дополнительное соглашение № 1, согласно которому оплата платежей за негативное воздействие на окружающую среду производиться предпринимателем Логуновой В.Е.

            Комитет в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом,  заявил о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя.

            В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная жалоба рассмотрена по документам, имеющимся в материалах дела.

            Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя ООО «Ари100крат», суд апелляционной инстанции считает, что принятое решение не подлежит отмене, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

            Как следует из материалов дела, комитетом с 30 августа по 10 сентября 2007г. на основании распоряжения № 2340 от 22.08.2007г. проведена проверка соблюдения обществом требований природоохранного законодательства.

По результатам проверки комитетом 10.09.2007г. составлен акт проверки, в котором указано, что у общества не имеется проекта нормативов на образование отходов и лимитов на их размещение, лимитов на размещение отходов производства и потребления, расчета и разрешения на талодождевой сброс загрязняющих веществ на рельеф местности. ООО «Ари100крат» не осуществляет платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

На основании результатов проверки вынесено предписание № 647, где обществу указано на необходимость устранить выявленные в ходе проверки нарушения.

Кроме того, по результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении № 647 от 10.09.2007г. и 13.09.2007г. вынесено постановление № 726 о привлечении ООО «Ари100крат» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 КоАП РФ  в виде взыскания штрафа в размере 20000руб.

            Считая акт, предписание и постановление комитета незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

            Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на правомерность привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 Кодекса, так как общество, осуществляющее самостоятельную хозяйственную деятельность в сфере общественного питания в арендуемом по договору безвозмездного пользования помещении обязано разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов для своего предприятия и представить их на утверждение в территориальные органы.

            Апелляционный суд признает выводы суда законными и обоснованными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству по следующим основаниям.

            Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

            Статьями 11, 18 и 19 Федерального закона № 89-ФЗ  24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» установлены обязательные требования для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В частности, согласно ст. 11 указанного закона юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:  разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

            В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

            Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

            Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.

            В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 461 от 16.02.2000г. «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» Приказом МПР России № 115 от 11.03.2002г. юридические лица обязаны самостоятельно разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представлять их на утверждение в территориальные органы.

            В соответствии со ст.24 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ  «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

            Согласно п.1 ст.23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

            Обязанность разрабатывать нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение законодателем возлагается на всех субъектов, в процессе деятельности которых образуются любые виды отходов, с целью прогнозировать их объемы и с учетом этого обеспечить их переработку и захоронение.

            ООО «Ари100крат» ошибочно смешивает понятия «размещение отходов» с понятием «обращение с отходами». 

            В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ  от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» обращением с отходами является любая деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовывались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция) утратившие свои потребительские свойства.

            Указанный закон регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и в процессе любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.

            Как следует из материалов проверки, несоблюдение указанных норм и установлено административным органом при проверке общества, где в ходе хозяйственной деятельности образуются отходы (остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, товары (продукция, которая утратила свои потребительские свойства). Нарушение экологических требований в процессе размещения отходов обществу не вменяется.

            Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правомерно не принят довод заявителя о разработанном предпринимателем Логуновой проекте по следующим основаниям.

            Как было отмечено выше обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов лежит на всех субъектах хозяйственной и иной деятельности. Кроме того, проект, разработанный предпринимателем Логуновой в 2005 году (л.д.66-78), не мог учитывать деятельности ООО «Ари100крат», поскольку договор безвозмездного пользования нежилым помещением заключен между обществом и предпринимателем  26.04.2006г.

             Более того, в соответствии с п. 4 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 461 от 16.02.2000г. разработанные проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение должны представляться на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа, который согласно п. 10 этих же правил принимает решение об установлении нормативов или об отказе в их установлении. Проект, на который ссылается заявитель, не содержит сведений о его утверждении уполномоченным органом.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002г. № 284-О обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду распространяется на хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), оказывающие негативное воздействие.

 Плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.

            Таким образом, индивидуальные предприниматели, предметом деятельности которых является оказание услуг, торговля товарами и иные виды деятельности, негативно воздействующие на окружающую среду, должны самостоятельно исполнять обязанности плательщиков в полном объеме.

Плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду ставятся на учет в соответствии с приказами Ростехнадзора от 02.08.2005 № 545 «Об утверждении порядка постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» и от 24.11.2005 № 867 «О ведении территориальными

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2007 по делу n А12-10126/07-С66. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также