Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2009 по делу n А12-1068/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

==============================================================

 

Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов                                                                                          Дело № А12-1068/2009

1 июня 2009 года

Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 1 июня 2009 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Жевак И.И.,

судей Борисовой Т.С., Кузьмичева С.А,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цинцадзе И.Э.,

при участии в судебном заседании представителей МУП «Комбинат благоустройства и озеленения» Филатовой М.А., действующей на основании доверенности № 12 от 20 января 2009 года, Ткачева В.Д. – директора, действующего на основании приказа № 67-К от 1 февраля 2006 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Комбинат благоустройства и озеленения» (г. Михайловка Волгоградской области)

на решение арбитражного суда Волгоградской области от 26 февраля 2009 года

по делу № А12-1068/2008, принятое судьей Наумовой М.Ю.,

по заявлению муниципального унитарного предприятия «Комбинат благоустройства и озеленения» (г. Михайловка Волгоградской области)

к Нижне-Волжскому межрегиональному управлению по технологическому и экологическому надзору  Федеральной  службы  по  экологическому, технологическому и атомному надзору            (г. Волгоград)

о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:  

В арбитражный суд Волгоградской области обратилось муниципальное унитарное предприятие «Комбинат благоустройства и озеленения» (далее – МУП «Комбинат благоустройства и озеленения», заявитель) с заявлением к Нижне-Волжскому межрегиональному управлению по технологическому и экологическому надзору  Федеральной  службы  по  экологическому, технологическому и атомному надзору  (далее – Управление) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;   об   отмене   Акта   №   53Л/16-08   проверки   возможности   выполнения соискателем  лицензионных  требований  и  условий  от   16 сентября 2008   года.

Решением суда первой инстанции от 26 февраля 2009 года в удовлетворении требований МУП «Комбинат благоустройства и озеленения» отказано, в части требования МУП «Комбинат благоустройства и озеленения» об отмене Акта Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 сентября 2008 года № 53Л/16-08 производство по делу прекращено.

Заявитель не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 26 февраля 2009 года по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

От Управления в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу МУП «Комбинат благоустройства и озеленения» - без удовлетворения.

Представитель Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору  Федеральной  службы  по  экологическому, технологическому и атомному надзору  в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается ходатайством о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.

Судом удовлетворено заявленное ходатайство.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 21 августа 2008 года МУП «Комбинат благоустройства и озеленения» обратилось в Управление с заявлением о выдаче лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Одновременно с заявлением в Ростехнадзор предприятие представило пакет документов, необходимых для получения лицензии:

-        заявление о предоставлении лицензии;

-        перечень опасных отходов, с которыми предполагается осуществлять соответствующую деятельность;

-        копию положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов обоснования намечаемой деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, в котором сделан вывод о том, что обоснование намечаемой деятельности соответствует требованиям законодательства и нормативных актов в области охраны окружающей среды;

-        копии документов на право работы с опасными отходами, подтверждающие профессиональную подготовку работников и специалистов – водителя  Власова А.В., начальника участка Ребрикова О.П.;

-        копии документов, подтверждающие наличие у предприятия принадлежащих ему производственных помещений, оборудования, транспортных средст;

-        копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов от 31 октября 2007 года № 43.12.08.00.М.000015.10.07 с приложением.

На основании распоряжения руководителя Управления от 04 сентября 2008 года № 427 проведена проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. По результатам проверки 16 сентября 2008 года составлен акт № 53л/16-08, акт № б/н.

6 ноября  2008 года письмом № 02/3146 Управление сообщило заявителю об отказе в выдаче лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, мотивируя это тем, что при проведении проверки на предприятии были установлены нарушения требований условий лицензирования (т.1 л.д.9).

Не согласившись с указанным действием Управления, МУП «Комбинат благоустройства и озеленения» обжаловало его в судебном порядке.

Суд первой инстанции установил, что при обращении с заявлением о выдаче лицензии не представлены необходимые документы, и отказал в удовлетворении требований.

Апелляционная инстанция считает, что выводы суда первой инстанции не основаны на законе и противоречат материалам дела.

Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 года № 524, установлены Порядок и условия лицензирования указанной деятельности, осуществляемой юридическими лицами.

Согласно пункту 5 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 года № 524 (далее – Положение о лицензировании) для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (далее - лицензия) соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";

б) перечень опасных отходов, с которыми предполагается осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению (с указанием наименования отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов, вида и класса опасности для окружающей среды и здоровья человека, а также сведений о составе отходов);

в) копия положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов, представленных для обоснования лицензии;

г) копии свидетельств (сертификатов) на право работы с опасными отходами, подтверждающих профессиональную подготовку индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;

д) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения опасных отходов, специализированных установок по обезвреживанию опасных отходов, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям;

е) копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

В силу пункта 7 Положения о лицензировании требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных пунктом 5 Положения, не допускается.

Пунктом 9 Положения о лицензировании установлено, что в случае представления соискателем лицензии в лицензионный орган не всех необходимых для получения лицензии документов или несоответствия оформления документов требованиям Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и настоящего Положения лицензирующий орган в течение 5 дней с даты поступления документов направляет (вручает) соискателю лицензии уведомление с приложением описи недостающих документов и (или) документов, оформление которых не соответствует установленным требованиям. Проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий проводится лицензирующим органом в соответствии с требованиями, установленными для организации проверок Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

В соответствии с пунктом 5 статьи 7 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 8 августа 2001 года № 134, действовавшего на момент проведения проверки, внеплановые мероприятия по контролю проводятся в рамках закрытого (исчерпывающего) перечня оснований:

- получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

- обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Основание, указанное в распоряжении Ростехнадзора о проведении проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий № 427 от 4 сентября 2008 года, в данный перечень не входит.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что проведенная Ростехнадзором проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий является незаконной, а сделанные по ее результатам выводы – неправомерными.

16 сентября 2008 года должностным лицом Ростехнадзора Ивиным И.И. была проведена проверка возможности выполнения лицензионных требований и условий, по результатам которой вынесен акт № б/н с выводом о рекомендации предприятия к представлению для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Также инспектором Ивиным И.И. был составлен другой акт проверки от 16 сентября 2008 года  № 53Л/16-08 с указанием о невозможности выдачи предприятию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Однако ни один из указанных актов от 16 сентября 2008 года не утвержден и не признан утратившим силу.

Делая вывод об отсутствии на МУП «Комбинат благоустройства и озеленения» суд первой инстанции не принял во внимание документы, свидетельствующие об осуществлении предприятием производственного  экологического контроля.

МУП «Комбинат благоустройства и озеленения» утверждено Положение о системе производственного экологического контроля, утверждена Программа производственного экологического контроля  за соблюдением санитарных правил на объектах МУП «Комбинат благоустройства и озеленения», регламентирующая порядок  контроля тех компонентов окружающей среды, которые подвергаются негативному воздействию в процессе хозяйственной деятельности предприятия.

У МУП «Комитет благоустройства и озеленения» имеется производственная инструкция по обращению с отходами, разработаны мероприятия, предусматривающие обоснование безопасности для человека и окружающей среды.

Судом первой инстанции сделан необоснованный вывод о том, что поскольку предприятие не имеет собственных средств измерения за влиянием отходов производства и потребления на окружающую среду, то фактически производственного экологического контроля за состоянием воздуха и почв при обращении с опасными отходами не осуществляется.

Однако, не имея собственной лаборатории, предприятие заключило договоры с филиалом ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по  Южному федеральному округу» Ростехнадзора (аттестат аккредитации №  РОСС RU. 001.510592 от 31 декабря 2007 года) для определения классов опасности отходов, о компонентном составе отходов, на определение

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2009 по делу n А12-1669/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также