Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2009 по делу n А12-6557/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а

                                                     

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

  ==================================================================

Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов                                                 

«29» мая 2009 года                                                                                   Дело № А12-6557/2009

Резолютивная часть постановления объявлена «28» мая 2009 года. Полный текст постановления изготовлен «29» мая 2009 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Борисовой Т.С.,

судей Акимовой М.А., Пригаровой Н.Н,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ченцовой Ю.Г.,

с участием в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Сервис» – представитель Майданников А.Ю. по доверенности от 27.05.2009 г. № 2,

от Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды (Облкомприрода) Администрации Волгоградской области – представитель Вавилов А.П. по доверенности от 06.02.2009 г. № 02/23,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды (Облкомприрода) Администрации Волгоградской области (г. Волгоград)

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от «16» апреля 2009 года по делу № А12-6557/2009 (судья Тельдеков А.В.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сервис» (г. Волгоград)

к Комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды (Облкомприрода) Администрации Волгоградской области (г. Волгоград)

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Сервис» (далее – ООО «Сервис», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды (Облкомприрода) Администрации Волгоградской области (далее – Комитет, административный орган) о назначении административного наказания № 21/85-03-09 от 26 марта 2009 года, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) руб.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16 апреля 2009 года заявленные ООО «Сервис» требования удовлетворены.

Административный орган не согласился с принятым судебным актом и обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 16 апреля 2009 года отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований ООО «Сервис» отказать. В апелляционной жалобе Комитет настаивает на том, что вменяемое Обществу правонарушение является длящимся, ООО «Сервис» осуществляет хозяйственную деятельность, в ходе которой образуются отходы. В связи с чем, получение лимитов на размещение отходов в силу требований законодательства об охране окружающей среды является обязательным. Однако в 2007-2008 годах и на дату проведения проверки Общество продолжает осуществлять деятельность без утвержденных лимитов на размещение отходов. В течение 2008 года Общество не предпринимало действия и меры по получению лимитов на размещение отходов. В связи с чем, Комитет считает, что в действиях Общества доказан состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

ООО «Сервис» письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлен не был.

В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы апелляционной жалобы, дал объяснения, аналогичные изложенным в ней.

Представитель Общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной инстанции, пояснил, что ООО «Сервис» считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения Комитетом не доказана, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав представителей сторон, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, 17 марта 2009 года на основании распоряжения от 20 февраля 2009 года № 532 в порядке осуществления мероприятия по государственному контролю, на основании статей 6, 65, 66 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», государственным инспектором Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды (Облкомприрода) Администрации Волгоградской области Самохваловым А.П. проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды на территории и в подразделениях ООО «Сервис».

В ходе проверки установлено, что с 2005 года Общество осуществляет деятельность по предпродажной подготовке, ремонтным работам и техническому обслуживанию автомобилей «AUDI», в ходе которой образуются отходы 1-5 класса опасности, а именно: всплывающая пленка из нефтеуловителей (бензиноуловителей), мусор от бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный), минеральные шламы (осадки мойки ОС мойки автотранспорта), мусор от уборки помещений, отходы полиэтилена в виде пленки.

Выявленные нарушения зафиксированы актом проверки выполнения требований природоохранного законодательства № 21/32-03-09 от 14 марта 2009 года.

17 марта 2009 года государственным инспектором Комитета Самохваловым А.П. составлен протокол об административном правонарушении № 21/85-03-09, в соответствии с которым действия Общества квалифицированы по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

26 марта 2009 года государственным инспектором Комитета  Самохваловым А.П. вынесено постановление № 21/85-03-09 по делу об административном правонарушении, которым ООО «Сервис» привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 100 000 (сто тысяч) руб.

Общество не согласилось с привлечением к административной ответственности и, полагая, что оно является незаконным, нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, сделал выводы об отсутствии в действиях Общества вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения за период 2008 года; об истечении срока давности привлечения ООО «Сервис» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за период 2007 года.

Суд апелляционной инстанции в ходе рассмотрения апелляционной жалобы пришел к иным выводам.

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) экологические (природоохранные) требования – это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Положениями статьи 14 Закона об охране окружающей среды определены методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к числу которых отнесено установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В силу статьи 11 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

В пункте 3 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 3 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. № 461 (далее – Правила от 16 июня 2000 г. № 461) лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

Согласно пункту 11 Правил от 16 июня 2000 г. № 461 лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья.

Из абзаца 2 пункта 11 Правил от 16 июня 2000 г. № 461 (в редакции, действовавшей до 29 августа 2007 года) следует, что при отсутствии такого подтверждения за месяц до окончания отчетного года лимит на размещение отходов аннулируется.

В этом случае индивидуальные предприниматели и юридические лица для утверждения лимитов на размещение отходов представляют в территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации документы в порядке, установленном настоящими Правилами.

Как следует из материалов дела, с 2005 года Общество осуществляет деятельность по предпродажной подготовке, ремонтным работам и техническому обслуживанию автомобилей «AUDI», в ходе которой образуются отходы 1-5 класса опасности (например, всплывающая пленка из нефтеуловителей (бензиноуловителей), мусор от бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный), минеральные шламы (осадки мойки ОС мойки автотранспорта), мусор от уборки помещений, отходы полиэтилена в виде пленки).

20 апреля 2006 года Обществом были получены лимиты на размещение отходов                 рег. № РРС 39 00984-от сроком действия до 31 декабря 2006 года. (л.д. 48)

Заявление о подтверждении неизменности производственного процесса и используемого сырья для утверждения лимитов на размещение отходов подано ООО «Сервис» 10 февраля 2007 года, то есть с нарушением установленного срока более чем на 2 месяца.

Это явилось основанием для принятия Управлением по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Нижне-Волжское межрегиональное решения от 15 марта  2007 года об аннулировании лимитов на размещение отходов от 20 апреля 2006 года рег. № РРС 39 00984-от. (л.д. 49)

Таким образом, после 15 марта  2007 года ООО «Сервис» продолжало осуществлять деятельность по предпродажной подготовке, ремонтным работам и техническому обслуживанию автомобилей «AUDI», в ходе которой образуются отходы 1-5 класса, без утвержденных лимитов на размещение отходов.

Вывод суда первой инстанции об истечении срока давности привлечения к административной ответственности ООО «Сервис» за осуществление деятельности без утвержденных в установленном порядке лимитов на размещение отходов в 2007 году, суд апелляционной инстанции считает ошибочным, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды – по истечении одного года со дня совершения

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2009 по делу n А06-3043/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также