Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2009 по делу n А12-5398/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

====================================================================

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов                                                                                            Дело №  А12-5398/2009

18 мая 2009 года

                

Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая  2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2009 года.

                                                          

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Жевак И.И.,

судей Борисовой Т.С., Кузьмичева С.А.,

при  ведении  протокола  судебного  заседания  секретарем  судебного заседания Ченцовой Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества  с ограниченной ответственностью «Кондитер» (г. Волгоград)

на решение арбитражного суда Волгоградской области от 2 апреля 2009 года

по делу № А12-5398/2009, принятое судьей Павловой С.В.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кондитер» (г. Волгоград),

к комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области (г. Волгоград)

об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Двенадцатый арбитражный апелляционный суд поступила апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью «Кондитер» (далее – ООО «Кондитер», Общество) на решение арбитражного суда Волгоградской области от 6 апреля 2009 года по делу  № А12-5398/2009 по заявлению ООО «Кондитер» о признании незаконным и отмене постановления комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области (далее – комитет, административный орган)  № 24/39-03-09 от 10 марта 2009 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении штрафа в размере 100000 рублей.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 2 апреля 2009 года в удовлетворении заявленных ООО «Кондитер» требований отказано.

ООО «Кондитер» не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 2 апреля 2009 года отменить в полном объеме и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить постановление комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области № 24/39-03-09 от 10 марта 2009 года.

Представители лиц участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений № 95910 1, 95911 8.

В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих  в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,  суд рассматривает дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 2 марта 2009 года комитетом проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в области охраны окружающей среды ООО «Кондитер», осуществляющего производственно-хозяйственную деятельность по производству сахаристых кондитерских изделий с последующей  их реализацией по адресу: г. Волгоград, ул. Шиллера, д. 6.

В ходе проверки административным органом было установлено, что в результате производственно-хозяйственной деятельности общества в здании по указанному адресу образуются отходы 4-го и 5-го класса опасности - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы упаковочной бумаги незагрязненные.

При этом у общества отсутствует  разработанный в обязательном порядке и утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отсутствуют  установленные органами исполнительной власти лимиты на размещение отходов производства и потребления, не ведется достоверный учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, размещенных, переданных другим организациям отходов производства и потребления, что является  нарушением статей 24, 34, 51 Закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статей 11, 19, пунктов 1, 2, 3 статьи 18 Федерального закона  от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

2 марта 2009 года комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области составлен акт по результатам мероприятий по контролю № 22 и протокол № 24/39-03-09 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

10 марта 2009 года административным органом  было вынесено постановление № 24/39-03-09  о назначении административного наказания в виде наложения на ООО «Кондитер» штрафа в размере 100000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением ООО «Кондитер»  обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований ООО «Кондитер», суд исходил из того, что у общества отсутствует Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, лимитов на размещение отходов производства и потребления, не ведется достоверный учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, размещенных, переданных другим организациям отходов производства и потребления.

Вывод суда первой инстанции, судебная коллегия апелляционной инстанции считает обоснованным, а решение – не подлежащим отмене.

Согласно материалам дела, целью и предметом деятельности ООО «Кондитер» является производство и реализация кондитерских изделий и других продуктов питания.

Указанный вид деятельности осуществляется обществом  в магазине, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Шиллера, д. 6, для чего используется нежилое здание на основании договора аренды.

В результате хозяйственной деятельности и эксплуатации здания образуются отходы, которые оказывают негативное воздействие на окружающую природную среду: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) – 4-й класс опасности; отходов бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы упаковочной бумаги незагрязненные – 5-й класс опасности.

Однако деятельность общества осуществляется в отсутствие Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, лимитов на размещение отходов производства и потребления, не ведется достоверный учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, размещенных, переданных другим организациям отходов производства и потребления.

Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" регулируется порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.

В соответствии со статьей 11 вышеназванного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Статьей 18 данного Закона определено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества их образования. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.

Следовательно, предприниматели и юридические лица при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Данная обязанность возлагается на всех субъектов, в процессе деятельности которых образуются любые виды отходов, Федеральным законом "Об охране окружающей среды".

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года № 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.

Представленные в материалы дела документы свидетельствуют о том, что ООО «Кондитер» осуществляет предпринимательскую деятельность, в результате которой образуются отходы, на вывоз и утилизацию которых общество заключило договор  № 104 от 5 июля 2008 года с ООО «Благоустройство» на прием твердых бытовых и промышленных отходов, договор № 173 от 16 февраля 2009 года на оказание услуг по сбору, вывозу и размещению твердых бытовых отходов, договор № 172 от 16 февраля 2009 года на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов, а также договор с ЗАО «ЭкоГрад»  ВРКП ТБО № 11178/09 от 1 января 2009 года на оказание услуг по вывозу и размещению отходов.

Неисполнение сторонами условий названных договоров не является доказательством отсутствия подлежащего вывозу мусора. Кроме того, как обоснованно посчитал суд первой инстанции, эксплуатация магазина невозможна без образования отходов.

Отсутствие проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной указанного правонарушения является действие (бездействие) при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Несоблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных названными нормами обязанностей является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что у ООО «Кондитер» отсутствовала возможность своевременно исполнить возложенные на него обязанности.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что событие административного правонарушения и вина Общества в его совершении подтверждаются материалами дела.

Судом первой инстанции обоснованно не принят довод заявителя о  малозначительности указанного правонарушения.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего    Арбитражного    Суда    Российской Федерации от 02 июня 2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения   в   качестве   малозначительного   судам   необходимо   исходить   из   оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при   отсутствии   существенной   угрозы   охраняемым   общественным   отношениям.    Такие обстоятельства, как личность, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица,   добровольное  устранение   последствий   правонарушения,   возмещение   причиненного вреда,     не    являются     обстоятельствами,     свидетельствующими     о малозначительности правонарушения.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение,

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2009 по делу n  А12-18404/08. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также