Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 по делу n А72-4171/2015. Изменить решение (ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

21 октября 2015 года                                                                                 Дело №А72-4171/2015

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года

Постановление  в полном объеме изготовлено 21 октября 2015 года 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семушкина В.С., судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 14.10.2015 в помещении суда апелляционные жалобы Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области и товарищества собственников жилья «Левобережное» на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.06.2015 по делу №А72-4171/2015 (судья Каданцев Ю.А.), принятое по заявлению товарищества собственников жилья «Левобережное» (ИНН 7328045929, ОГРН 1027301576411), г.Ульяновск, Сычева Алексея Радиевича, г.Ульяновск, к Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области, г.Ульяновск, об оспаривании предписания,

в судебном заседании приняли участие:

представитель ТСН «Левобережное» Федотов Д.В. (доверенность от 28.07.2015),

представитель Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области Замалдинова Э.М. (доверенность от 28.07.2015 №14),

Сычев А.Р. не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

товарищество собственников жилья «Левобережное» (далее - ТСЖ «Левобережное», товарищество) и Сычев Алексей Радиевич обратились в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным предписания Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области (далее - административный орган) от 26.01.2015 №О-477.

Впоследствии Сычев А.Р. от заявления отказался в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением от 04.06.2015 по делу №А72-4171/2015 Арбитражный суд Ульяновской области прекратил производство по делу в части требований Сычева А.Р. и в части оспаривания товариществом п.7 предписания от 26.01.2015 №О-477; признал недействительным п.9 предписания от 26.01.2015 №О-477, в удовлетворении остальной части требований товарищества - отказал.

ТСЖ «Левобережное» и административный орган в апелляционных жалобах просили отменить решение суда первой инстанции.

Административный орган апелляционную жалобу товарищества отклонил по мотивам, изложенным в отзыве.

ТСЖ «Левобережное» сообщило суду апелляционной инстанции об изменении своего названия с товарищества собственников жилья «Левобережное» на товарищество собственников недвижимости «Левобережное».

Рассмотрение дела откладывалось с 02.09.2015 на 14.10.2015 в соответствии со ст.158 АПК РФ.

На основании ст.ст.156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие Сычева А.Р., извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

В судебном заседании представитель ТСН «Левобережное» апелляционную жалобу товарищества поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, апелляционную жалобу административного органа отклонил.

Представитель административного органа апелляционную жалобу административного органа поддержала, просила отменить обжалуемый судебный акт в части удовлетворения требований ТСЖ «Левобережное» как незаконное и необоснованное, апелляционную жалобу товарищества отклонила.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционных жалобах и отзыве, в выступлении представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как видно из материалов дела, административный орган на основании распоряжения от 20.01.2015 №000113/О-477 провел в отношении ТСЖ «Левобережное» внеплановую документарную проверку, в ходе которой выявил факт несоответствия устава товарищества требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ):

1) п.15.4 устава закреплено, что председатель правления вправе принимать решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания членов товарищества и правления товарищества, что противоречит требованиям ч.2 ст.149 ЖК РФ;

2) п.15.6 устава установлено, что председатель правления осуществляет свою деятельность на основе трудовых отношений, что противоречит требованиям п.11 ч.2 ст.145 ЖК РФ, так как председатель правления получает вознаграждение установленное общим собранием членов ТСЖ и исполняет свои обязанности в соответствии с ЖК РФ, а не Трудовым кодексом Российской Федерации;

3) п.15.7 и 15.8 устава установлено, что председатель правления вправе принять заместителя и возлагать на него обязанности в период своего отсутствия, чем нарушены положения ч.3.1 ст.147 ЖК РФ;

4) п.2.3 устава противоречит требованиям ч.3 ст.152 и п.7 ч.2 ст.145 ЖК РФ в части использования доходов от хозяйственной деятельности по усмотрению председателя правления;

5) п.13.2 устава противоречит требованиям ч.2 ст.147 ЖК РФ;

6) п.14.16 устава противоречит требованиям ч.6 ст.147 и ч.2 ст.149 ЖК РФ;

7) п.14.15 устава противоречит требованиям ч.4 ст.145, ч.6 ст.147 и ст.148 ЖК РФ;

8) п.15.1  устава  противоречит  требованиям  ч.2  ст.147  и  ст.149 ЖК  РФ  в  части избрания председателя на следующий двухлетний срок, а также расширения полномочий в части дачи указаний распоряжений иным лицам;

9) п.16.4 устава противоречит требованиям ст.150 ЖК РФ.

По результатам проверки административный орган составил акт проверки от 26.01.2015 №000114/О-477 и выдал предписание от 26.01.2015 №О-477 об устранении выявленных нарушений в срок до 26.07.2015.

Решением от 20.04.2015 административный орган отменил п.7 предписания от 26.01.2015 №О-477.

Не согласившись с предписанием административного органа, ТСЖ «Левобережное» обратилось в арбитражный суд.

В силу п.9 ч.1 ст.4 ЖК РФ отношения по поводу создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов регулирует жилищное законодательство.

Требования к деятельности товарищества собственников жилья установлены разделом VI ЖК РФ. Положения устава товарищества собственников жилья не могут противоречить требованиям, установленным ЖК РФ.

В п.9 предписания административный орган предложил товариществу устранить несоответствие п.16.4 устава требованиям ст.150 ЖК РФ.

П.16.4 устава установлено, что в случае истечения срока полномочий членов ревизионной комиссии (ревизора), члены товарищества обязаны вновь осуществить избрание состава ревизионной комиссии (ревизора). До совершения данных действий товарищество осуществляет деятельность в отсутствие ревизионной комиссии (ревизора).

Ревизионная комиссия является органом контроля товарищества собственников жилья, осуществляющим функции внутреннего финансово-хозяйственного контроля за деятельностью товарищества, правления товарищества и его членов, а также председателя правления товарищества.

В соответствии с ч.1 ст.150 ЖК РФ  ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья избирается общим собранием членов товарищества не более чем на два года.

По мнению административного органа, необходимость рассмотрения общим собранием членов товарищества вопроса о переизбрании ревизионной комиссии возникает не реже чем каждые два года.

В силу ч.4 ст.145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества.

Как верно указал суд первой инстанции, п.16.4 устава устанавливает обязанность членов товарищества осуществить избрание состава ревизионной комиссии (ревизора), не определяя при этом порядок такого избрания, а также предусматривает возможность осуществления товариществом своей деятельности в отсутствие ревизионной комиссии (ревизора) до совершения данных действий, что не противоречит нормам ЖК РФ.

Суд первой инстанции сделал правильный вывод о необходимости прекращения производства по настоящему делу в части оспаривания п.7 предписания на основании п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ, так как этот пункт административным органом отменен, а доказательства наступления каких-либо неблагоприятных последствий, нарушения прав и законных интересов товарищества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в связи с п.7 предписания, не представлены.

Отказывая в удовлетворении требований товарищества в части п.1, 3, 4, 5, 6 и 8 предписания, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

П.1 предписания товариществу предложено внести изменения в п.15.4 устава, которым установлено, что председатель правления вправе принимать решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания членов товарищества и правления товарищества.

Правовое положение и компетенция общего собрания членов товарищества, правления товарищества и председателя правления установлены ст.ст.144-149 ЖК РФ.

Согласно ч.2 ст.149 ЖК РФ председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных ЖК РФ, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества.

Учитывая, что жилищное законодательство не предусматривает передачу председателю правления товарищества полномочий на принятие решений по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания членов товарищества или членов правления товарищества, п.15.4 устава, устанавливающий такую возможность, не соответствует ЖК РФ.

П.3 предписания товариществу предложено внести изменения в п.15.7 и 15.8 устава.

Согласно п.15.7 и 15.8 устава председатель правления товарищества вправе принять на должность заместителя председателя правления лицо, имеющее высшее юридическое и экономическое образование и опыт работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Заместитель председателя правления товарищества на период отпуска, болезни, командировки и иных подобных случаев председателя правления товарищества осуществляет руководство деятельностью товарищества, если не имеется иное волеизъявление председателя правления.

В соответствии со ст.144 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.

В силу ч.1 ст.147 ЖК РФ руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.

Член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества (ч.3.1 ст.147 ЖК РФ).

Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, изложенное в п.3 предписания требование не противоречит действующему законодательству.

П.4 предписания предложено устранить несоответствие п.2.3 устава требованиям п.7 ч.2 ст.145 и ч.3 ст.152 ЖК РФ.

В п.2.3 устава указано, что на основании решения общего собрания членов товарищества доход от хозяйственной деятельности товарищества используется для оплаты общих расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а при его отсутствии направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом товарищества по усмотрению председателя правления.

Однако в силу п.7 ч.2 ст.145 ЖК РФ определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества отнесено к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.

Согласно ч.3 ст.152 ЖК РФ на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья доход от хозяйственной деятельности товарищества используется для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом товарищества.

Таким образом, при отсутствии соответствующего решения общего собрания членов товарищества председатель правления не вправе по своему усмотрению определять направления использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества.

В п.5 предписания товариществу предложено внести изменения в п.13.2 устава, в соответствии с которым правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок 2 года; член правления считается вновь избранным на тот же срок до момента принятия решения членами товарищества о выборе иного лица его членом.

Ч.2 ст.147 ЖК РФ установлено, что правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года.

Поскольку п.13.2 устава, вопреки ч.2 ст.147 ЖК РФ, допускает возможность исполнения членом правления своих полномочий по истечении двухлетнего срока без проведения общим собранием членов товарищества процедуры избрания (переизбрания) членов правления, административный орган обоснованно предложил товариществу изменить устав в этой части.

П.6 предписания предложено устранить несоответствие п.14.16 устава требованиям ч.6 ст.147 и ч.2 ст.149 ЖК РФ.

Согласно п.14.16 устава в случае непринятия решений по перечисленным вопросам, отнесенным к компетенции правления товарищества, данные решения уполномочен принимать председатель правления товарищества.

В соответствии с ч.6 ст.147 ЖК РФ правление товарищества собственников жилья

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 по делу n А55-14422/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также