Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 по делу n А65-31716/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

15 октября 2015 года                                                                     Дело А65-31716/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена           12 октября 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено             15 октября 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Корнилова А.Б.,

судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,

с участием:

от заявителя – Кисельников Е.А. (доверенность от 28.04.2015 г. № 52АА2311099),

от ответчика - не явился, извещен,

от третьих лиц:

Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго - Вятского региона Федерального дорожного агентства» - не явился, извещен,

Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан - не явился, извещен,

Министерства финансов Республики Татарстан - не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Нижегородской области апелляционные жалобы Государственного бюджетного учреждения «Безопасность дорожного движения» и Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго - Вятского региона Федерального дорожного агентства» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2015 по делу № А65-31716/2014 (судья Хасанов А.Р.),

по заявлению предпринимателя Зайцевой Натальи Юрьевны, г. Нижний Новгород

к Государственному бюджетному учреждению «Безопасность дорожного движения», г. Казань

с участием третьих лиц:

Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго - Вятского региона Федерального дорожного агентства»,

Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан,

Министерства финансов Республики Татарстан,

о признании незаконными действий,

УСТАНОВИЛ:

Предприниматель Зайцева Наталья Юрьевна обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному бюджетному учреждению «Безопасность дорожного движения», г. Казань о признании незаконными действий Государственного бюджетного учреждения «Безопасность дорожного движения», г. Казань по применению в отношении принадлежащего заявителю транспортного средства предельно допустимых нагрузок, о признании незаконными действий Государственного бюджетного учреждения «Безопасность дорожного движения», г. Казань по взиманию платы в счет возмещения вреда, причиненного автодорогам федерального значения либо участкам таких дорог, и по выдаче разрешений 16РТ № 021963 на движение транспортного средства, осуществляющего движение по маршруту, который проходит по участкам автомобильных дорог федерального значения, о взыскании денежных средств, уплаченных в счет возмещения вреда, причиненного автодорогам, в размере 13.284 руб. 55 коп., о взыскании денежных средств, уплаченных в счет оплаты государственной пошлины за выдачу разрешений, в размере 1.000 руб.

Кроме того, к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства», которое в свою очередь, просит взыскать эти же суммы с ответчика, но уже в свою пользу.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 июня 2015 года требования предпринимателя были удовлетворены в полном объёме, а в удовлетворении требований третьего лица было отказано.

В апелляционной жалобе ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении своих требований.

ГБУ «Безопасность дорожного движения» в своей жалобе просит суд апелляционной инстанции решение суда отменить и в удовлетворении требований отказать.

В материалы дела поступил отзыв предпринимателя на апелляционные жалобы, в котором он просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Министерством финансов Республики Татарстан представлен отзыв на жалобу ГБУ «Безопасность дорожного движения» из которого следует, что доводы жалобы министерство поддерживает.

В судебном заседании представители подателей жалоб (ответчика и третьего лица с самостоятельными требованиями), а также третьих лиц без самостоятельных требований участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель заявителя по делу поддержал доводы, которые изложены в отзыве на жалобы и просил решение суда оставить без изменения.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 20.12.2014г. заявитель на принадлежащем ему транспортном средстве марки «СКАНИЯ» с государственным регистрационным номером К107УР/152 с полуприцепом марки «Шмиц» с государственным регистрационным номером АХ5519/52 под управлением водителя Малинина В.Ю. осуществлял перевозку груза (фрукты, овощи) по маршруту Нижний Новгород-Стерлитамак.

Маршрут проходил по Федеральной трассе М 7 «Волга». По маршруту следования транспортное средство предпринимателя прошло следующие посты весового контроля: г. Чебоксары, СПВК «Малиновка» и СПВК перед мостом объездной дороги г. Казань.

20.12.2014 на СПВК №3 «Кольцо-1» указанное выше транспортное средство с полуприцепом было остановлено для прохождения процедуры статистического взвешивания.

В результате статистического взвешивания было выявлено превышение допустимых осевых нагрузок, установленных Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года № 272 (далее - Правила перевозок грузов), а именно: нагрузка на 3-ой оси составила (фактически с учетом погрешности) 7.642 т. при допустимой нагрузке 7.500 т.; нагрузка на 4-ой оси составила (фактически с уче­том погрешности) 8.040 т. при допустимой нагрузке 7.500 т., нагрузка на 5-ой оси со­ставила (фактически с учетом погрешности) 7.681т. при допустимой нагрузке 7.500 т.

Заявитель указывает, что по маршруту следования транспортного средства не осуществлялись какие-либо дополнительные погрузки, полуприцеп транспортного средства был опломбирован.

По результатам взвешивания транспортного средства представителем ответчика - сотрудником пункта весового контроля Московцевым Д.В. был подсчитан вред, причиненный автомобильной дороге, и водителю предпринимателя предъявлено требование об уплате вреда, причиненного автомобильной дороге, в размере 13.284 руб. 55 коп., а также государственной пошлины за выдачу разрешения в размере 1.000 рублей.

С целью исполнения принятых заявителем на себя обязательств по своевременной доставке товара в срок и без утраты его потребительских качеств водитель Малинин В.Ю. оплатил денежную сумму в общем размере 14.284 руб. 55 коп. и продолжил маршрут, получив от представителя ответчика специальное разрешение серии 16РТ №021963 на движение по автомобильным дорогам Республики Татарстан транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

Не согласившись с указанными действиями ответчика, а также с суммой произведенных им выплат, заявитель обратился в суд с данным заявлением.

При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия указанных акта или решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.

Согласно пунктам 2, 3 части 6 статьи 31 Закона №257-ФЗ выдача специального разрешения, указанного в части 1 данной статьи, осуществляется:

2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении движения по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации;

3) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах такого субъекта Российской Федерации и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог;

В случаях, предусмотренных, в частности, пунктами 1, 2 части 6 статьи 31 Закона №257-ФЗ, за выдачу указанного выше специального разрешения уплачивается государственная пошлина.

Таким образом, если маршрут, часть маршрута проходит по дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации разрешение выдается уполномоченным органом исполнительной власти Российской Федерации с взиманием им государственной пошлины.

Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения (пункт 1 части 9 статьи 31 Закона № 257-ФЗ).

Согласно пункту 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 (далее – Правила возмещения вреда), внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.

Осуществление расчета, начисление и взимание платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством в отношении участков автомобильных дорог федерального значения (пункт 3 Правил возмещения вреда).

Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 №928 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

В указанный перечень входят, в частности, автомобильная дорога общего пользования федерального значения - М-7 «Волга» - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы (идентификационный номер автомобильной дороги – 00 ОП ФЗ М-7 (Е017,Е22, СНГ).

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2012 № 1155 «О государственном бюджетном учреждении «Безопасность дорожного движения» утвержден Устав данного учреждения.

В соответствии с п. 2.1 Устава указанное учреждение создано в целях обеспечения безопасности дорожного движения и улучшения эксплуатационных качеств автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Татарстан, повышения качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог.

Для осуществления основных видов деятельности Учреждение выполняет предусмотренные п. 2.3 Устава функции, в частности:

взвешивание автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Татарстан на соответствие установленным нормативным параметрам (по общей массе или нагрузке на каждую ось);

проведение расчетов и возмещения причиняемого вреда при проезде автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, общая масса которых или нагрузка на каждую ось превышает нормативные параметры, по дорожным сооружениям и автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Татарстан;

выдачу разрешений на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Татарстан, во взаимодействии с владельцем автомобильных дорог и органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Татарстан в соответствии с порядком, установленным федеральным законом.

Данные полномочия вытекают из полномочий субъекта Российской Федерации по временному ограничению или прекращению движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения либо по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства,

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 по делу n А55-1293/2015. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также