Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 по делу n А55-8661/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

15 октября 2015 года                                                                                  Дело №А55-8661/2015

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2015 года

 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кувшинова В.Е., судей Холодной С.Т., Корнилова А.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,

без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 12 октября 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 июня 2015 года по делу № А55-8661/2015 (судья Филатов М.В.),

по заявлению открытого акционерного общества «Тольяттиазот» (ОГРН 1026302004409, ИНН 6320004728) г.Тольятти, Самарская область,

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара,

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора: Мэрия городского округа Тольятти, г.Тольятти, Самарская область,

о признании незаконным отказа,

УСТАНОВИЛ: 

открытое акционерное общество «Тольяттиазот» (далее – заявитель, общество, ОАО «Тольяттиазот») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее – Росреестр, Управление Росреестра по Самарской области)  о признании незаконным отказ от 09.02.2015 № 63/009/700/2015-291 в государственной регистрации дополнительного соглашения от 16.12.2014 к договору аренды земельного участка № 2462 от 07.09.2011; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов Открытого акционерного общества «Тольяттиазот» путем государственной регистрации дополнительного соглашения от 16.12.2014 к договору аренды земельного участка № 2462 от 07.09.2011; взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в пользу Открытого акционерного общества «Тольяттиазот», Самарская область, г. Тольятти расходы по уплате государственной пошлины (л.д.2-6).

Определением суда, в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена: Мэрия городского округа Тольятти (далее – третье лицо, Мэрия).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2015 по делу №А55-8661/2015 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 09.02.2015 № 63/009/700/2015-291 в государственной регистрации дополнительного соглашения от 16.12.2014 к договору аренды земельного участка № 2462 от 07.09.2011. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации дополнительного соглашения от 16.12.2014 к договору аренды земельного участка № 2462 от 07.09.2011 (л.д.106-110).

В апелляционной жалобе Росреестр просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д.115-122).

Общество и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.

На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, 07.09.2011 между ОАО «Тольяттиазот» и Мэрией городского округа Тольятти заключен договор № 2462 аренды земельного участка (кадастровый номер 63:09:0201057:927), входящего в состав земель населенных пунктов, предоставленного для строительства общественно-досугового центра с инженерно-техническим обеспечением, расположенного: Самарская область. г.Тольятти, Комсомольский район, юго-западнее пересечения ул. Матросова и ул. Лизы Чайкиной, сроком до 27.05.2015 (л.д.29-30).

Указанный договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по Самарской области 15.09.2011, номер регистрации 63-63-09/108/2011-042.

Постановлением Мэра городского округа Тольятти от 27.11.2013 № 3654-п/1 по обращению ОАО «Тольяттиазот» срок аренды указанного договора продлен до 27.05.2015.

16.12.2014 между ООО «Тольяттиазот» и Мэрией городского округа Тольятти подписано дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка № 2462 от 27.09.2011, которым изменен срок аренды земельного участка до 27.05.2015.

27.01.2015 ОАО «Тольяттиазот» обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о регистрации указанного дополнительного соглашения.

Сообщением от 09.02.2015 № 63/009/700/2015-291 регистрирующий орган отказал ОАО «Тольяттиазот» в государственной регистрации дополнительного соглашения от 16.12.2014 к договору аренды земельного участка № 2462 от 27.09.2011 со ссылкой на то, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (л.д.12-13).

Основанием для отказа регистрирующего органа в проведении государственной регистрации послужило то, что в соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 №73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», в случаях, предусмотренных законом (например, статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов, в связи с чем, договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.

Считая данный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в экономической сфере, общество обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон №122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 17 Закона № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания: иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.

Исходя из смысла пункта 1 статьи 17 Закона №122-ФЗ на государственную регистрацию должны быть представлены, документы, с которыми закон связывает возникновение, прекращение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера.

Положениями пункта 2 статьи 17 Закона № 122-ФЗ предусмотрено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 указанного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Как следует из пункта 1 статьи 16 названного Закона, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. В случае если права возникают на основании договоров (сделок), не требующих нотариального удостоверения (и это удостоверение не является обязательным для данного вида сделки), заявление о государственной регистрации прав подают все стороны договора (сделки).

Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

- без предварительного согласования мест размещения объектов;

- с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, рассмотрев обращение ОАО «Тольяттиазот» о возможности выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения общественно-досугового центра, Мэрией городского округа Тольятти постановлением от 03.06.2009 №1287-п/1 утверждена схема расположения земельного участка (л.д.34).

Постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 25.08.2011 №2621-п/1 утвержден акт выбора земельного участка (л.д.35).

Постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 07.09.2011 №2707-п/1 предоставлен ОАО «Тольяттиазот» в аренду земельный участок для строительства общественно-досугового центра (л.д.36).

27.09.2011 между ОАО «Тольяттиазот» и Мэрией городского округа Тольятти заключен договор № 2462 аренды земельного участка (кадастровый номер 63:09:0201057:927), входящего в состав земель населенных пунктов, предоставленного для строительства общественно-досугового центра с инженерно-техническим обеспечением, расположенного: Самарская область. г.Тольятти, Комсомольский район, юго-западнее пересечения ул. Матросова и ул. Лизы Чайкиной.

На основании обращения ОАО «Тольяттиазот» и Распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 09.12.2014 № 9709-рТ, срок аренды земельного участка изменен до 27.05.2015, о чем сторонами подписано дополнительное соглашение от 16.12.2014.

Из представленных документов видно, что вышеназванное постановление вынесено на основании обращения заявителя и с учетом постановления Мэрии городского округа Тольятти от 03.06.2009 № 1287-п/1 об утверждении схемы расположения земельного участка.

Постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 25.08.2011 № 2621-п/1 предварительно согласовано ОАО «Тольяттиазот» место размещения общественно-досугового центра с инженерно-техническим обеспечением юго-западнее пересечения ул. Матросова и ул. Лизы Чайкиной в Комсомольском районе г.Тольятти, на земельном участке площадью 0,7615га.

Из изложенного следует, что испрашиваемый земельный участок предоставлен в аренду ОАО «Тольяттиазот» с предварительным согласованием места размещения объекта.

Суд первой инстанции обоснованно признал правомерным довод Мэрии городского округа Тольятти о том, что земельный участок, являющийся предметом договора аренды, предоставлен ОАО «Тольяттиазот» с предварительным согласованием места размещения объекта, поэтому нормами действующего земельного законодательства для предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов, согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ, проведение торгов (конкурсов, аукционов) не требуется.

Указанная правовая позиция подтверждается судебной практикой (постановление АС ПО от 29.10.2014 по делу №А55-2717/2014, постановление ФАС Поволжского округа от 28.05.2013 по делу № А06-4546/2010, постановление ФАС Поволжского округа от 15.07.2013 по делу № А65-19254/2012, постановление ФАС Московского округа от 08.04.2013 по делу № А40-6722/12-135-119).

Право на продление срока аренды земельного участка предусмотрено пунктом 4.2.10 договора аренды от 27.09.2011 № 2462.

В пункте 2 статьи 30.1 ЗК РФ указано, что продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса (то есть допускается заключение договора аренды и без проведения аукциона).

Согласно подпунктов 3, 4 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ, предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов,

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 по делу n А55-28879/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также