Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2015 по делу n А65-7586/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

22 сентября 2015 года                                                                               Дело №А65-7586/2015

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2015 года

В полном объеме постановление изготовлено 22 сентября 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семушкина В.С., судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Загнедкиной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 09-16-21.09.2015 в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.05.2015 по делу №А65-7586/2015 (судья Латыпов И.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «С-Лоджистик» (ИНН 1659060638, ОГРН 1051672024843), г.Казань,  к  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Татарстан, г.Казань, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г.Казань, об оспаривании решения,

в судебном заседании приняли участие:

представитель ООО «С-Лоджистик» - 09.09.2015 Романов А.А. (доверенность от 24.06.2014 № 28/14), после перерыва не явился, извещен,

представитель МИФНС России №3 по Республике Татарстан - 16.09.2015 Шигабиев Р.Р. (доверенность от 12.01.2015 № 2-2-0-15/00004),  после перерыва не явился, извещен,

представитель  УФНС России  по Республике Татарстан не явился, извещен надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «С-Лоджистик» (далее – ООО «С-Лоджистик», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Татарстан (далее – налоговый орган) от 23.01.2015 №1598 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об обязании налогового органа устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России  по Республике Татарстан).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.05.2015 по делу №А65-7586/2015 указанное заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе налоговый орган просил отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт. По мнению налогового органа, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.

ООО «С-Лоджистик» представило письменные пояснения, в которых просило оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.

Рассмотрение дела было отложено с 12.08.2015 на 09.09.2015.

В связи с нахождением судей Филипповой Е.Г. и Юдкина А.А. отпусках в составе суда в судебном заседании, назначенном на 09.09.2015, определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2015 произведена замена указанных судей на судей Попову Е.Г. и Драгоценнову И.С.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) после замены судей рассмотрение дела произведено с самого начала.

В судебном заседании 09.09.2015 был объявлен перерыв до 16.09.2015, а затем до 21.09.2015; после перерыва судебное заседание было продолжено.

На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей УФНС России  по Республике Татарстан, которое было надлежащим образом извещено о времени и месте проведения судебного заседания.

В судебном заседании представитель налогового органа поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям, представитель общества апелляционную жалобу отклонил по основаниям, приведенным в письменных возражениях.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, письменных возражениях на нее, выступлениях представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, ООО «С-Лоджистик» на праве собственности принадлежат следующие земельные участки: земельный участок, расположенный по адресу: г. Казань, восточнее с. Константиновка 2500м, общей площадью 29843 кв.м с кадастровым номером 16:16:120601:950; земельный участок, расположенный по адресу: г. Казань, восточнее с. Константиновка 2500м, общей площадью 22642 кв.м с кадастровым номером 16:16:120601:951; земельный участок, расположенный по адресу: г. Казань, восточнее с. Константиновка 2500м, общей площадью 80000 кв.м с кадастровым номером 16:16:120601:952; земельный участок, расположенный по адресу: г. Казань, восточнее с. Константиновка 2500м, общей площадью 51640 кв.м с кадастровым номером 16:16:120601:953; земельный участок, расположенный по адресу: г. Казань, восточнее с. Константиновка 2500м, общей площадью 24693 кв.м с кадастровым номером 16:16:120601:954.

ООО «С-Лоджистик» представило в налоговый орган первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год с указанием подлежащего уплате земельного налога в сумме 4716770 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 №1102 «Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан» (далее - Постановление №1102). Земельный налог в указанной сумме общество уплатило.

Затем ООО «С-Лоджистик» представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год с указанием подлежащего уплате земельного налога в сумме 1535951 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.08.2012 по делу №А65-14137/2012 в размере рыночной стоимости. Согласно этому судебному решению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:16:120601:950 составляет 40616323 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:16:120601:951 - 30815762 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:16:120601:952 - 105440000 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:16:120601:953 - 68784480 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:16:120601:954 - 33607173 руб.

С учетом данного судебного решения ООО «С-Лоджистик» уменьшило исчисленную сумму земельного налога на 3180819 руб. (4716770 руб. - 1535951 руб.).

По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год налоговый орган принял решение от 23.01.2015 №1598 об отказе в привлечении ООО «С-Лоджистик» к ответственности за совершение налогового правонарушения. Этим решением обществу был начислен земельный налог в сумме 3180819 руб. и предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. Налоговый орган посчитал, что при расчете земельного налога за 2011 год следует исходить из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением №1102.

Решением УФМС России по Республике Татарстан от 10.03.2015 указанное решение налогового органа оставлено без изменения.

Суд первой инстанции правомерно признал ошибочным довод налогового органа о необходимости использования при расчете земельного налога за 2011 год показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением №1102.

Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).

Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.

На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Постановлением №1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.

В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 №21-ЗРТ «О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина», абзаца 2 пункта 2, пункта 4 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 №524 «О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан», Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 №434 «Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти» постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты «Республика Татарстан», «Ватаным Татарстан», а также «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти».

Постановление №1102 опубликовано в официальном издании «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти» от 02.02.2011 №5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.02.2010 №165-О указал, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

В силу пункта 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

В пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» указано, что в той части, в какой нормативные правовые акты об утверждении результатов государственной кадастровой оценки порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ). Например, нормативный правовой акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, опубликованный 15.12.2014, для целей налогообложения подлежит применению с 01.01.2016.

Вышеуказанный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу Постановления №1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.

С учетом изложенного применение кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных Постановлением №1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества.

Вместе с тем является ошибочным довод общества о том, что при исчислении земельного налога за 2011 год следует руководствоваться кадастровой стоимостью земельных участков, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.08.2012 по делу №А65-14137/2012 в размере рыночной стоимости.

Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2015 по делу n А72-969/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также