Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2015 по делу n А65-7435/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

21 августа 2015 года                                                                            Дело № А65-7435/2015

г.Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2015 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,

при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:

от исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан - представитель не явился, извещен,

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,

от третьего лица: Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района Республики Татарстан - представитель не явился, извещена,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 августа 2015 года апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 июня 2015 года  по делу № А65-7435/2015 (судья Хамитов З.Н.), принятое по заявлению исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, г.Елабуга, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань, третье лицо: Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, г.Елабуга,

о признании незаконным решения от 06 февраля 2015 года по делу № 06-852/2014,

 

У С Т А Н О В И Л:

Исполнительный комитет Елабужского муниципального района Республики Татарстан (далее - заявитель, исполнительный комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС России по Республике Татарстан, антимонопольный орган) от 06 февраля 2015 года по делу № 06-852/2014.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан (далее - Земельно- имущественная палата).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 июня 2015 года заявленные требования удовлетворены, решение УФАС России по Республике Татарстан по делу № 06-852/2014 от 06 февраля 2015 года признано недействительным.

В апелляционной жалобе УФАС России по Республике Татарстан просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность оспариваемого решения антимонопольного органа. Факт нарушения антимонопольного законодательства решением суда установлен. В целях восстановления прав и законных интересов исполнительного комитета УФАС России по Республике Татарстан пересмотрело решение по делу № 06-852/2014. Решением от 04.06.2015 по данному делу признана нарушившей требования законодательства о защите конкуренции Земельно-имущественная палата.

В отзыве на апелляционную жалобу Земельно-имущественная палата просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, в адрес УФАС России по Республике Татарстан на рассмотрение поступили материалы проверки прокуратуры Республики Татарстан по факту нарушения исполнительным комитетом Елабужского муниципального района Республики Татарстан действующего законодательства, в части размещения информации о проведении аукционных торгов по закупке земельных участков в районах Республики Татарстан лишь в татароязычном печатном издании «Алабуга нуры», что ограничивает количество потенциальных участников торгов.

По итогам рассмотрения материалов проверки прокуратуры Республики Татарстан, а также изучения представленных документов, антимонопольным органом установлены следующие обстоятельства.

Земельно-имущественной палатой Елабужского муниципального района Республики Татарстан 11 марта 2013 года проводился открытый аукцион по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 16:18:110501:1256, 16:18:1404001:1771, 16:18:250101:189 и 16:18:060301:625 на основании постановления главы Елабужского муниципального района № 124 от 29 января 2013 года.

Между Земельно-имущественной палатой и МУП «Агентство по привлечению инвестиции и развитию территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан» был заключен договор № 01 от 10 января 2013 года, согласно которому МУП берет на себя обязательства по организации и проведению аукциона.

Информационное сообщение о проведении данного аукциона было опубликовано только в татароязычном печатном издании «Алабуга нуры» от 06 февраля 2013 года № 9 (12325) и на сайте www.elabugacity.ru.

То обстоятельство, что извещение о предоставлении земельных участков не опубликовано в русскоязычном периодическом печатном издании, определяемом соответственно постановлением кабинета министров Республики Татарстан, свидетельствует о несоблюдении принципов публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков.

Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен в статье 38 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

По смыслу положений статей 28, 293 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Статья 34 ЗК РФ предусматривает обязанность органов местного самоуправления обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года № 808 извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 02 апреля 2004 года № 161 утвержден перечень средств массовой информации для опубликования обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно данному постановлению в Елабужском муниципальном районе закреплены два официальных источника: русскоязычная газета «Новая Кама» и татароязычная газета «Алабуга нуры».

Извещение о проведении торгов направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи (наивысшей цены).

Как следует из материалов дела, содержание опубликованного извещения не соответствует требованиям законодательства РФ, поскольку не содержит требований конституционных прав граждан и юридических лиц, в части опубликования сообщения лишь в татароязычном печатном издании «Алабуга нуры».

В соответствии со ст.19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Также в соответствии со ст.8 Конституции Республики Татарстан государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях Республики Татарстан государственные языки Республики Татарстан употребляются на равных основаниях.

В связи с тем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык, а также в целях увеличения круга участников за счет обеспечения доступа к информации о проведении торгов по реализации имущества для неограниченного числа лиц на всей территории Российской Федерации, заинтересованных в приобретении реализуемого имущества, ФАС России полагает целесообразным размещать информацию об имуществе в периодическом печатном издании, выпускающемся на русском языке, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества.

Отсутствие публикации извещения в русскоязычных СМИ о предоставлении земельных участков лишает потенциальных приобретателей на равных правах принимать участие в распределении муниципальных земельных участков, препятствуя реализации цели выставления земельных участков на публичную продажу, ущемляет права и свободы неограниченного круга лиц, заинтересованных в приобретении земельных участков. Реализация права хозяйствующих субъектов на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов местного самоуправления являются важнейшими условиями функционирования органов местного самоуправления.

Публикации информационного сообщения о предоставлении земельных участках, а равно проведение торгов по продаже земельных участков, направлены на выявление наличия потенциальных претендентов на передаваемые муниципальные земельные участки.

Следовательно, одним из основных условий предоставления муниципального имущества является максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при приобретении муниципального имущества, а также условия предоставления достаточно полной и достоверной информации.

При этом привлечение максимального количества желающих получить данный участок является выгодным условием для органов местного самоуправления.

В соответствии со статистическими данными, размещенными на Портале муниципальных образований Республики Татарстан (http://msu.tatarstan.ru/), на территории Елабужского муниципального района РТ проживает свыше 83 тысяч человек, из них русские - 51,7 %, татары - 42,6 %.

В рассматриваемой ситуации публикация информационного сообщения требовала также иного способа донесения информации до потенциальных приобретателей, а именно: посредством опубликования ее также в русскоязычном печатном издании. Соответственно были нарушены принципы состязательности сторон, при которых заинтересованные лица могли проявить интерес и участвовать в процедуре предоставления земельного участка.

В связи с изложенным, приказом Татарстанского УФАС России от 31 декабря 2014  года № 02/530-к было возбуждено дело № 06-852/2014 по признакам нарушения исполнительным комитетом Елабужского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Федеральный закон № 135-ФЗ) в части размещения информации о проведении аукционных торгов по закупке земельных участков в районах Республики Татарстан лишь в татароязычном печатном издании, что ограничило количество потенциальных участников торгов, а также привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

По результатам рассмотрения дела антимонопольным органов вынесено решение по делу № 06-852/2014 от 06 февраля 2015 года, в соответствии с которым исполнительный комитет признан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ, в части неопубликования информационного сообщения о предстоящей продаже земельных участков с кадастровыми номерами 16:18:110501:1256, 16:18:1404001:1:771, 16:1.8:250101:189, 16:18:060301:625 в официальном средстве массовой информации - газете «Новая Кама». При этом решено передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении.

Полномочия Татарстанского УФАС по Республике Татарстан на принятие решения в связи с рассмотрением дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации установлены пунктами 1,2 части 1 статьи 23, части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции, пунктом 5.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС РФ от 26 января 2011 года № 30.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 135-ФЗ  федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Из материалов дела следует, что решением УФАС России по Республике Татарстан от 06 февраля 2015 года по делу № 06-852/2014 исполнительный комитет Елабужского муниципального района признан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона №135-ФЗ в части размещения информации о проведении аукционных торгов по закупке земельных участков в районах Республики Татарстан лишь в татароязычном печатном издании, неопубликования

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2015 по делу n А55-18283/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также