Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2015 по делу n А72-18452/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

18 августа 2015 года                                                                                  Дело №А72-18452/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено 18 августа 2015 года

 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кувшинова В.Е., судей Корнилова А.Б., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,

без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 12 августа 2015 года в помещении суда апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации, общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ульяновск»                                       

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 мая 2015 года по делу № А72-18452/2014 (судья Чернышова О.В.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ульяновск» (ИНН 7303026219, ОГРН 1027301167167), г. Ульяновск,

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва,

Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области, г. Ульяновск,

муниципальному образованию «Чердаклинский район» Ульяновской области в лице Управления финансов муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, р.п. Чердаклы, Ульяновская обл.,

третьи лица:

Романова Олеся Валерьевна, п. Октябрьский, Чердаклинский район, Ульяновская обл.,

Семина Венера Касимовна, п. Октябрьский, Чердаклинский район, Ульяновская обл.,

Халилова Анна Михайловна, п. Октябрьский, Чердаклинский район, Ульяновская обл.,

Харитонова Светлана Анатольевна, п. Октябрьский, Чердаклинский район, Ульяновская обл.,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия имени П.А. Столыпина», г. Ульяновск,

о взыскании,

УСТАНОВИЛ: 

общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ульяновск» (далее – истец, общество, ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, к Ульяновской области в лице  Министерства  финансов  Ульяновской  области,  к  муниципальному  образованию «Чердаклинский район» Ульяновской области в лице Управления финансов муниципального     образования      «Чердаклинский     район»     Ульяновской  области о взыскании 295 586 руб. 39 коп. – убытков (т.1 л.д.2-8).

Определением суда от 28.01.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Романова Олеся Валерьевна, Семина Венера Касимовна, Халилова Анна Михайловна, Харитонова Светлана Анатольевна, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшее профессионального образования «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия имени П.А.Столыпина» (т.1 л.д.141-142).

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18.05.2015 по делу №А72-18452/2014 заявленные требования удовлетворены частично.

Суд взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с  ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ульяновск» 226 573 руб. 09 коп. - в возмещение убытков, а так же 6830 руб. 84 коп. – в возмещение расходов по госпошлине.

При неисполнении решения суда взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ульяновск» проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на всю взысканную в пользу истца по настоящему судебному акту денежную сумму, исходя из ставки рефинансирования Банка России в размере 8,25% годовых, за период с момента истечения трехмесячного срока со дня поступления судебного акта на исполнение и до его фактического исполнения.

В остальной части и в отношении остальных ответчиков исковые требования оставил без удовлетворения (т.2 л.д.146-149).

В апелляционной жалобе Министерства финансов Российской Федерации просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований (т.3 л.д.6-10).

В апелляционной жалобе ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.3 л.д.30).

Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.

На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционных жалобах, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, в процессе предоставления льготы по оплате природного газа, используемого на отопление Романовой О.В., Семиной В.К., Халиловой А.М., Харитоновой С.А., проживающим на территории п. Октябрьский Чердаклинского района Ульяновской области в период с 01.10.2010 по 30.04.2011, ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» понесло убытки.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12.09.2011 по делу № А72-2090/2011, вступившего в законную силу, исковые требования ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» удовлетворены частично, суд взыскал с РФ в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу истца 126 621 руб. 50 коп. – возмещение убытков, а также 4 646 руб. 33 коп. – возмещение расходов по госпошлине и 169 руб. 50 коп. – возмещение расходов по получению выписки из ЕГРЮЛ.

ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» предоставило льготу по оплате природного газа, используемого на отопление, Романовой О.В., Семиной В.К., Халиловой А.М., Харитоновой С.А., проживающим на территории п. Октябрьский Чердаклинского района Ульяновской области в период с 01.10.2011 по 30.04.2014.

Указанные граждане по абонентским книжкам вносили плату непосредственно ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» только за газ, потребленный для нужд пищеприготовления и бани (при наличии), в размере 100 % стоимости.

Газ, потребленный для нужд отопления, Романовой О.В., Семиной В.К., Халиловой А.М., Харитоновой С.А. не оплачивали, начисление за потребленный газ для нужд отопления им не производилось.

В процессе предоставления льготы истец понес убытки за период с 01.10.2011 по 30.04.2014 в сумме 295 586 руб. 39 коп.

Данные убытки причинены ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» в результате исполнения положения подпункта «б» пункта 13 Постановления ЦККПСС и СМ СССР от 10.11.1977 № 981 «О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения», согласно которому Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых и областных Советов народных депутатов поручено разработать и осуществить мероприятия по обеспечению всех проживающих и работающих в сельской местности культпросветработников и киномехаников бесплатными квартирами с отоплением и освещением, и установить, что за перешедшими на пенсию культпросветработниками и киномеханиками в сельской местности и проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы указанных работников в сельской местности составляет не менее 10 лет.

При этом, правовыми актами не установлен порядок распределения расходов на выплату компенсаций за предоставление проживающим и работающим в сельской местности  культпросветработникам и киномеханикам льгот, предусмотренных Постановлением ЦККПСС и СМ СССР от 10.11.1977 № 981.

Истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования частично, правильно применил нормы материального права.

Культурно-просветительным работникам, проживающим в сельской местности, в соответствии со статьей 55 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, Постановлением Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 26.01.1988 № 31 «О предоставлении льгот работникам культурно-просветительных учреждений, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках» предоставляется право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Подпунктом «б» пункта 13 Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 10.11.1977 № 981 «О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения» установлено, что в целях закрепления специалистов на работе в сельских учреждениях культуры Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых и областных Советов народных депутатов разработать и осуществить мероприятия по обеспечению всех проживающих и работающих в сельской местности культпросветработников и киномехаников бесплатными квартирами с отоплением и освещением. Установить, что за перешедшими на пенсию культпросветработниками и киномеханиками в сельской местности и проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы указанных работников в сельской местности составляет не менее 10 лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 № 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъекта Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрена компенсация фактически понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затрат на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Согласно пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не относит к полномочиям органов    государственной    власти    субъекта    Российской    Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов, связанных с осуществлением мероприятий по обеспечению проживающих и работающих в сельской местности культпросветработников бесплатными квартирами с отоплением и освещением.

В силу пункта 7 статьи 26.3 указанного закона полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской  Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти  субъектов Российской Федерации федеральными          законами. Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Представитель Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в процессе рассмотрения спора указывал, что денежные средства из федерального бюджета на компенсацию расходов по предоставлению льгот культпросветработникам не выделялись.

В статье 153 Федерального закона №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах    организации  законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному изменению ранее достигнутого уровня их предоставления.

Обязанность по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение и соответствующее обязательство публично-правового

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2015 по делу n А65-24984/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также