Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2015 по делу n А55-1107/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

11 августа 2015 года                                                                                  Дело №А55-1107/2015

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2015 года

Постановление  в полном объеме изготовлено 11 августа 2015 года 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семушкина В.С., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,  

при ведении протокола секретарем судебного заседания Загнедкиной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 05.08.2015 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Образцовое содержание жилья» на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.05.2015 по делу №А55-1107/2015 (судья Черномырдина Е.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Образцовое содержание жилья» (ИНН 6311068267, ОГРН 1046300000218), г.Самара, к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г.Самара, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, товарищества собственников жилья «Агибалова-68» (ИНН 6311147455, ОГРН 1136311008118), г.Самара,

об оспаривании предписания,

в судебном заседании приняли участие:

от ООО «Образцовое содержание жилья» – директор Бобровская Ю.А. (выписка из ЕГРЮЛ от 28.05.2015), представитель Озерова Т.Б. (доверенность от 12.01.2015),

от ГЖИ Самарской области – представитель не явился, извещено,

от ТСЖ «Агибалова-68» – представитель Зверева А.Г (доверенность от 22.07.2015),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Образцовое содержание жилья» (далее - ООО «ОСЖ», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - административный орган) от 06.11.2014 №СЖд-19783.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья «Агибалова-68».

Решением от 22.05.2015 по делу №А55-1107/2015 Арбитражный суд Самарской области в удовлетворении требований отказал.

ООО «ОСЖ» в апелляционной жалобе и дополнении к ней просило отменить решение суда первой инстанции.

Административный орган апелляционную жалобу отклонил, ТСЖ «Агибалова-68» - поддержало по мотивам, приведенным в отзывах на жалобу.

На основании ст.ст.156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя административного органа, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

В судебном заседании представители ООО «ОСЖ» и ТСЖ «Агибалова-68» апелляционную жалобу поддержали, просили отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, дополнении к апелляционной жалобе и отзывах, в выступлении представителей ООО «ОСЖ» и ТСЖ «Агибалова-68» в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта.

Как видно из материалов дела, 06.11.2014 административный орган на основании распоряжения от 23.10.2014 №СЖд-19783 провел внеплановую проверку многоквартирного жилого дома №68 по ул.Агибалова в г.Самаре, в ходе которой выявил неисправность системы отопления (отсутствие отопления) на лестничной клетке в подъезде №3, что является нарушением пп.«а» п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 (далее – Правила №491), п.5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170 (далее – ПиН), п.18 раздела 2 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290 (далее - Перечень №290).

По результатам проверки административный орган выдал предписание от 06.11.2014 №СЖд-19783, которым обязал ООО «ОСЖ» устранить выявленное нарушение в срок до 31.12.2014.

Не согласившись с предписанием административного органа, ООО «ОСЖ» обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявления, обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Согласно ч.2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с ч.5 ст.5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

В силу ч.3 ст.39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491.

П.10 Правил №491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества (пп.«а» и «з» п.11 Правил №491).

Согласно п.42  Правил №491 управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из раздела 1 ПиН следует, что они определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда.

ПиН определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (п.1.1 ПиН).

В этих правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции и системы инженерно-технического обеспечения этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.

Таким образом, ПиН являются действующим нормативно-правовым актом, устанавливающим требования к содержанию жилищного фонда, соблюдение требований указанных правил является обязательным.

Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.

Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.

Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.

Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

Согласно п.5.1.1 ПиН системы теплоснабжения (в частности, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.

П.5.2.1 ПиН установлено, что эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в том числе поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления; равномерный прогрев всех нагревательных приборов; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы; герметичность.

В соответствии с п.18 раздела 2 Перечня №290 к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, относится, в частности, восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.

Неисправность системы отопления (отсутствие отопления) на лестничной клетке в подъезде №3 дома №68 по ул.Агибалова в г.Самаре подтверждается материалами дела и ООО «ОСЖ» не оспаривается.

В обоснование заявленных требований ООО «ОСЖ» ссылается на то, что на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома принято решение расторгнуть договор управления домом с ЗАО «ПТС-Сервис» и заключить договор с ООО «ОСЖ». Договор с ООО «ОСЖ» заключен 28.10.2013. Перед проведением общего собрания собственников помещений дома по выбору управляющей компании, ООО «ОСЖ» провело обследование инженерных коммуникаций и строительных конструкций дома, в ходе которого выявило отсутствие отопления во всех трех подъездах дома. Для восстановления системы подъездного отопления необходимо проведение его реконструкции с разработкой проекта и последующим выполнением монтажных и пусконаладочных работ. После заключения договора управления ООО «ОСЖ» предложило восстановить отопление в подъездах дома, однако собственники помещений от проведения работ по восстановлению отопления отказались (протокол общего собрания собственников от 30.06.2014).

Кроме того, по утверждению ООО «ОСЖ», отсутствие системы отопления на лестничной клетке в подъезде №3 не повлияло на температурный режим в подъезде дома.

Суд первой инстанции эти доводы общества обоснованно отклонил.

Исходя из правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 29.09.2010 №ВАС-6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

Ссылка на отсутствие согласия собственников помещений на восстановление отопления в подъезде дома, подлежит отклонению, поскольку Правила №491 и ПиН являются обязательными для всех юридических и физических лиц и их исполнение не зависит, в том числе от решений, принимаемых общим собранием собственников помещений дома, и наличия (отсутствия) поступлений от собственников помещений

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2015 по делу n А72-13384/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также