Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2015 по делу n А65-4157/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

            ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45     www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected].

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

29 июля 2015 года                                                                             Дело № А65-4157/2015     

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 22 июля 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено:  29 июля 2015 года                                                                       

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,

судей Юдкина А.А., Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,

с участием:

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан – представителя Сосновской С.Н., доверенность от 04.04.2015 года,

от общества с ограниченной ответственностью «Системы документооборота» - представителя  Анварова Н.Н., доверенность от 08.07.2015 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 4, дело по  апелляционной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.05.2015 по делу №А65-4157/2015 (судья Аппакова Л.Р.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Системы документооборота» (ИНН 1660130174, ОГРН 1091690045831), г.Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань,

об оспаривании приказа,

                                                    УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Системы документооборота» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик), о признании недействительным Приказа Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 27.12.2013г. № 02/619 «О внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов», исключении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью «Системы документооборота» из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.05.2015 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт о признании законным и обоснованным приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 30.12.2014 №02/527 «О внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов Республики Татарстан, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов», жалобу - удовлетворить.

В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.

В жалобе указывает на то, что ЕМСЭД в Республике Татарстан создана с целью создания условий для эффективного информационного и документационного взаимодействия органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления Республики Татарстан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти анкеты были отправлены в различные Министерства, ведомства Республики Татарстан, а также исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан (Минприроды РТ, Минздрав РТ, Комитет по тарифам РТ, Пенсионный фонд РТ, Агентство по печати и массовым коммуникациям Татмедиа, Постоянное представительство РТ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Постоянное представительство РТ в Республике Башкортостан, ИК Буинского MP РТ, ИК Алькеевского MP РТ, ИК Нижнекамского MP РТ и др.).

Арбитражный суд Республики Татарстан в своем решении не дал правовую оценку выводам сделанным антимонопольным органом на основании результатов анкетирования потребителей данных услуг.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Системы документооборота» в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

В соответствии с Приказом Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан «О внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» от 30 декабря 2014 года №02/527 ООО «Системы документооборота» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% с долей 100% на рынке услуг по эксплуатации, технической поддержке и внедрению межведомственной системы электронного документооборота органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан.

Заявитель, полагая, что вынесенный приказ противоречит закону и нарушает его права, обратился с заявлением в суд.

Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.

Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.

Предметом доказывания по рассматриваемому делу является факт доминирования заявителя на рынке определенного товара с долей более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке услуг по эксплуатации, технической поддержке и внедрению межведомственной системы электронного документооборота органов государственной власти и органов местного самоуправления РТ в географических границах РТ.

Решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в Реестр, исключении соответствующих сведений из Реестра, внесении изменений в содержащиеся в Реестре сведения оформляются приказом антимонопольного органа (п.16 Правил).

В соответствии с пунктом 13 Правил основаниями для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр являются: а) аналитический отчет, подготовленный в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства; по итогам рассмотрения заявления хозяйствующего субъекта; по итогам анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного антимонопольным органом по собственной инициативе; б) решение суда о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр.

Из указанных норм Правил следует, что обязательным основанием для включения, изменения и исключения сведений о хозяйствующем субъекте из реестра является аналитический отчет, подготовленный антимонопольным органом.

Требования к содержанию аналитического отчета, который является одним из оснований для включения, изменения и исключения сведений о хозяйствующем субъекте, различны и зависят от административной процедуры исполнения государственной функции ведения реестра. Административные процедуры, осуществляемые в рамках исполнения государственной функции по ведению реестра, а также последовательность действий, выполняемых в рамках каждой процедуры, определены в разделе III Административного регламента.

Как пояснил заявитель, уведомление о включении в реестр направлено ему 14 января 2015 года, без приложения Аналитического отчета, в котором отражается анализ состояния конкуренции на товарном рынке в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции.

Аналитический отчет по результатам проведенного анализа состояния конкуренции на рынке услуг по эксплуатации, технической поддержке и внедрению единой межведомственной системы электронного документооборота органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан от декабря 2014 года предоставлен заявителю УФАС по РТ в ответ на запрос заявителя от 21 января 2015 года №21/01-01.

Как следует из Раздела I Аналитический отчет составлен по результатам анализа и оценки конкурентной среды на рынке услуг эксплуатации, технической поддержки и внедрения единой межведомственной системы электронного документооборота (далее-ЕМСЭД) органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан в географических границах Республики Татарстан, в соответствии с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС России от 22 апреля 2010 года №220.

Временной интервал исследования товарного рынка: с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013 года; продуктовые границы товарного рынка: услуги по эксплуатации, технической поддержке и внедрению единой межведомственной системы электронного документооборота органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан; географические границы товарного рынка: Республика Татарстан; состав хозяйствующих субъектов на товарном рынке: ООО «Системы документооборота»; доля ООО «Системы документооборота» на товарном рынке - 100%.

Заявитель в обоснование правомерности заявленных требований сослался на следующие обстоятельства.

В соответствии с п.1.3. «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 22 апреля 2010 года №220 проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка; в) определение географических границ товарного рынка; г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей; д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке; е) определение уровня концентрации товарного рынка; ж) определение барьеров входа на товарный рынок; з) оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке; и) составление аналитического отчета.

Заявитель считает, что перечисленные этапы анализа состояния конкуренции на товарном рынке проведены УФАС по РТ с нарушением Порядка или не проводились вовсе.

В соответствии с п.3.1. Порядка процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее - определение продуктовых границ товарного рынка), включает: - предварительное определение товара; - выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; - определение взаимозаменяемых товаров.

При предварительном определении товара УФАС по РТ в Аналитическом отчете ссылается на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 06.11.01 №454-ст ОКВЭД 72.20 разработка программного обеспечения и консультирование в этой области. Приведены ссылки на нормативные правовые акты федерального уровня, регулирующие сферу делопроизводства в органах государственной власти, а также акты Президента и Правительства Республики Татарстан, относящиеся к ЕМСЭД органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Татарстан.

Однако, государственные контракты от 21.05.2013 №16/13-Г и 04.02.2014 №3/14-Г на эксплуатацию, техническую поддержку и внедрение единой межведомственной системы электронного документооборота органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан не содержат обязательств заявителя по разработке какого-либо программного обеспечения.

Как следует из Аналитического отчета два последующих этапа процедуры определения продуктовых границ товарного рынка, указанные в п.3.1. Порядка, в том числе: выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров не выполнялись.

Согласно п.3.6. Порядка выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществляется путем: экспертных оценок; анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.

Однако, в нарушение п.3.6. Порядка, в Аналитическом отчете ссылок на экспертные оценки не приведено, анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг) не производилось.

В соответствии с п.3.8. Порядка при выявлении взаимозаменяемых товаров используется один или несколько из следующих методов: - «тест гипотетического монополиста» (Порядок проведения описан в п.3.9. Порядка); - анализ ценообразования и динамики цен, изменения объема спроса при изменении цен; - расчет показателя перекрестной эластичности спроса, проводимый в соответствии с пунктом 3.10. Порядка.

Аналитический отчет УФАС по РТ не содержит сведений о тестах и расчетах, предусмотренных п. 3.8. Порядка.

По мнению заявителя, Раздел III Аналитического отчета «Определение продуктовых границ товарного рынка», не соответствует Порядку, так как подготовлен с нарушением п.3.5, п.3.6, п.3.7, п.3.8, п.3.9, п.3.10. Порядка.

Предварительно

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2015 по делу n А65-8349/2015. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также