Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015 по делу n А49-1145/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

28 июля 2015 года                                                                                         Дело №А49-1145/2015

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено 28 июля 2015 года

 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кувшинова В.Е., судей Кузнецова В.В., Корнилова А.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,

с участием в судебном заседании:

представителя общества с ограниченной ответственностью «ДМС» - Рябышева А.Б. (доверенность от 01.08.2014),

представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области  - не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 22 июля 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ДМС»

на решение Арбитражного суда Пензенской области от 20 мая 2015 года по делу №А49-1145/2015 (судья Дудорова Н.В.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ДМС» (ОГРН 1035802509863, ИНН 5835047706) г.Пенза,

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области (ОГРН 1105834001844, ИНН 5834049732) г.Пенза,

о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ: 

общество с ограниченной ответственностью «ДМС» (далее – заявитель, общество, ООО «ДМС») обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области (далее – ответчик, Территориальное управление) о признании незаконным решения, выраженного в письме № 01/4211 от 10.12.2014, об отказе в предоставлении в собственность за плату по рыночной стоимости в размере 76400 руб. земельного участка площадью 50 000 кв.м. (кадастровый номер 58:18:0960508:139), расположенного по адресу: Пензенская область, Мокшанский район, в 600 м. по направлению на юго-восток от ориентира - нежилое здание, расположенное за пределами участка, д. Пяша, ул. Строительная, 13, а также с требованием обязать ответчика устранить допущенное нарушение и предоставить в собственность за плату названный земельный участок (т.1 л.д.3-4).

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 20.05.2015 по делу №А49-1145/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.2 л.д.60-65).

В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д.72-74).

Территориальное управление апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя Территориального управления, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, во исполнение Распоряжения Территориального управления от 16.08.2014 № 280-р «О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «ДМС» в аренду земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации»,  27.08.2010 между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пензенской области (Арендодатель) и ООО «ДМС» (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности № 499, прошедший государственную регистрацию в установленном порядке (т. 1 л.д. 11-14).

По условиям указанного договора Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает во владение и пользование для сельскохозяйственного использования земельный участок площадью 50000 + 1957 кв.м. из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Пензенская область, Мокшанский район, в 600 м. по направлению на юго-восток от ориентира – нежилое здание, расположенного за пределами участка: д. Пяша, ул. Строительная, 13, с кадастровым номером 58:18:960508:139 (пункт 1.1).

Объекты недвижимости на участке отсутствуют (пункт 2.1 договора).

Договор действует 49 лет по 15.08.2059 (пункт 3.2 договора).

Размер арендной платы за участок составляет 1041 руб. в год (пункт 5.1 договора).

После окончания срока действия договора Арендатор обязан передать участок Арендодателю в состоянии и качестве не хуже первоначального, оговоренного в разделе 2 договора (пункт 6.4.7 договора).

Данный земельный участок находится в собственности Российской Федерации, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права 58 АА 438076 от 09.09.2008 (т. 1 л.д. 100).

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пензенской области от 04.12.2014 по делу №А49-9754/2014 установлено, что указанный земельный участок в составе земельного массива сельскохозяйственного назначения был передан в бессрочное (постоянное) пользование Пензенскому сельскохозяйственному институту (впоследствии – Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия») на основании постановления Главы Администрации Мокшанского района Пензенской области от 04.02.1993 № 49 «О передаче земель в коллективно-долевую, коллективно-совместную собственность и бессрочное (постоянное) пользование», постановления Администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области от 15.02.2006 № 13 «О внесении изменений в постановление главы администрации Мокшанского района Пензенской области от 04.02.1993 № 49 «О передаче земель в коллективно-долевую, коллективно-совместную собственность и бессрочное (постоянное) пользование».

26.10.2010 в ЕГРП внесена запись о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования ФГОУ ВПО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия» на испрашиваемый заявителем земельный участок с кадастровым номером 58:18:0960508:139.

Распоряжением руководителя Территориального управления от 24.07.2014 №169-Р право постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ ВПО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия» на земельный участок с кадастровым номером 58:18:0960508:139 прекращено.

Согласно выписке из ЕГРП сведения о зарегистрированных правах ФГБОУ ВПО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия» в отношении спорного земельного участка отсутствуют.

11.11.2014 ООО «ДМС» обратилось в Территориальное управление с заявлением о предоставлении ему указанного земельного участка в собственность по рыночной стоимости согласно заключению специалиста об оценке рыночной стоимости земельного участка. При этом заявитель указал, что рационально использует земельный участок в сельскохозяйственном производстве, не допускает снижения его плодородия, а построенные им на участке несколько объектов некапитального строительства (временных строений) не препятствуют использованию земельного участка по назначению и необходимы для обеспечения более рационального использования земельного участка. В своем обращении заявитель указал, что на протяжении всего промежутка времени участок занят в процессе производства сельскохозяйственной продукции; земля обрабатывается, проводится культивация почвы, посев и уборка многолетних трав. Также, земельный участок используется в комплексе сельскохозяйственного производства общества - рыбоводстве. К испрашиваемому земельному участку непосредственно примыкает водная гладь водоема, образованного арендуемым обществом гидротехническим сооружением. общество имеет лицензию на право пользования данным водным объектом (т. 1 л.д. 8).

Территориальное управление письмом от 10.12.2014 №01/4211 сообщило ООО «ДМС» о невозможности удовлетворения его заявления ввиду того, что представленные обществом с заявлением документы не подтверждают надлежащее использование земельного участка в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (т. 1 л.д. 9-10).

Общество с данным решением ответчика не согласилось и оспаривает его в арбитражном суде в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Земельным кодексом Российской Федерации провозглашен принцип деления земель по целевому назначению на категории, что означает, что земли соответствующих категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (статья 7 ЗК РФ).

Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, урегулированы Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон № 101-ФЗ), нормы которого применены судом в редакции, действующей на дату обращения заявителя в Территориальное управление по вопросу предоставления земельного участка в собственность.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона № 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.

В силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона № 101-ФЗ переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Как следует из толкования данной правовой нормы, она не предусматривает исключительного права арендатора на приватизацию земельного участка и безусловной обязанности исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, их продать.

Необходимыми условиями для применения данной нормы являются следующие: наличие договора аренды земельного участка, истечение трех лет с момента заключения договора аренды, надлежащее использование земельного участка.

На основании пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в частности, гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе, на принципе сохранения целевого использования земельных участков (пункт 3 статьи 1 Федерального закона № 101-ФЗ).

Из совокупного толкования приведенных норм следует, что покупателями земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, которые используют их по целевому назначению и осуществляют деятельность по производству сельскохозяйственной продукции.

Юридические лица, обращаясь в орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, с заявлением о приватизации указанных земель должны вместе с заявлением представить документы, подтверждающие, что они на момент подачи такого заявления используют земли по целевому назначению и осуществляют сельскохозяйственную деятельность.

Таким образом, на заявителе лежит обязанность при подаче заявления о предоставлении арендуемого земельного участка сельскохозяйственного назначения в собственность представить в уполномоченный орган документы, подтверждающие использование такого земельного участка по назначению, а на уполномоченном органе – собственнике испрашиваемого земельного участка, лежит обязанность рассмотреть обращение заинтересованного лица, исследовать и оценить представленные им документы и принять соответствующее решение.

Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации, государственная

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015 по делу n А55-1413/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также