Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015 по делу n А49-1145/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45 www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕапелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решения арбитражного суда, не вступившего в законную силу 28 июля 2015 года Дело №А49-1145/2015 г. Самара Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2015 года Постановление в полном объеме изготовлено 28 июля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кувшинова В.Е., судей Кузнецова В.В., Корнилова А.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В., с участием в судебном заседании: представителя общества с ограниченной ответственностью «ДМС» - Рябышева А.Б. (доверенность от 01.08.2014), представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области - не явился, извещен надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании 22 июля 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ДМС» на решение Арбитражного суда Пензенской области от 20 мая 2015 года по делу №А49-1145/2015 (судья Дудорова Н.В.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ДМС» (ОГРН 1035802509863, ИНН 5835047706) г.Пенза, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области (ОГРН 1105834001844, ИНН 5834049732) г.Пенза, о признании незаконным решения, УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью «ДМС» (далее – заявитель, общество, ООО «ДМС») обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области (далее – ответчик, Территориальное управление) о признании незаконным решения, выраженного в письме № 01/4211 от 10.12.2014, об отказе в предоставлении в собственность за плату по рыночной стоимости в размере 76400 руб. земельного участка площадью 50 000 кв.м. (кадастровый номер 58:18:0960508:139), расположенного по адресу: Пензенская область, Мокшанский район, в 600 м. по направлению на юго-восток от ориентира - нежилое здание, расположенное за пределами участка, д. Пяша, ул. Строительная, 13, а также с требованием обязать ответчика устранить допущенное нарушение и предоставить в собственность за плату названный земельный участок (т.1 л.д.3-4). Решением Арбитражного суда Пензенской области от 20.05.2015 по делу №А49-1145/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.2 л.д.60-65). В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д.72-74). Территориальное управление апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее. На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя Территориального управления, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства. В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям. Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как следует из материалов дела, во исполнение Распоряжения Территориального управления от 16.08.2014 № 280-р «О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «ДМС» в аренду земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации», 27.08.2010 между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пензенской области (Арендодатель) и ООО «ДМС» (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности № 499, прошедший государственную регистрацию в установленном порядке (т. 1 л.д. 11-14). По условиям указанного договора Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает во владение и пользование для сельскохозяйственного использования земельный участок площадью 50000 + 1957 кв.м. из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Пензенская область, Мокшанский район, в 600 м. по направлению на юго-восток от ориентира – нежилое здание, расположенного за пределами участка: д. Пяша, ул. Строительная, 13, с кадастровым номером 58:18:960508:139 (пункт 1.1). Объекты недвижимости на участке отсутствуют (пункт 2.1 договора). Договор действует 49 лет по 15.08.2059 (пункт 3.2 договора). Размер арендной платы за участок составляет 1041 руб. в год (пункт 5.1 договора). После окончания срока действия договора Арендатор обязан передать участок Арендодателю в состоянии и качестве не хуже первоначального, оговоренного в разделе 2 договора (пункт 6.4.7 договора). Данный земельный участок находится в собственности Российской Федерации, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права 58 АА 438076 от 09.09.2008 (т. 1 л.д. 100). Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пензенской области от 04.12.2014 по делу №А49-9754/2014 установлено, что указанный земельный участок в составе земельного массива сельскохозяйственного назначения был передан в бессрочное (постоянное) пользование Пензенскому сельскохозяйственному институту (впоследствии – Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия») на основании постановления Главы Администрации Мокшанского района Пензенской области от 04.02.1993 № 49 «О передаче земель в коллективно-долевую, коллективно-совместную собственность и бессрочное (постоянное) пользование», постановления Администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области от 15.02.2006 № 13 «О внесении изменений в постановление главы администрации Мокшанского района Пензенской области от 04.02.1993 № 49 «О передаче земель в коллективно-долевую, коллективно-совместную собственность и бессрочное (постоянное) пользование». 26.10.2010 в ЕГРП внесена запись о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования ФГОУ ВПО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия» на испрашиваемый заявителем земельный участок с кадастровым номером 58:18:0960508:139. Распоряжением руководителя Территориального управления от 24.07.2014 №169-Р право постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ ВПО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия» на земельный участок с кадастровым номером 58:18:0960508:139 прекращено. Согласно выписке из ЕГРП сведения о зарегистрированных правах ФГБОУ ВПО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия» в отношении спорного земельного участка отсутствуют. 11.11.2014 ООО «ДМС» обратилось в Территориальное управление с заявлением о предоставлении ему указанного земельного участка в собственность по рыночной стоимости согласно заключению специалиста об оценке рыночной стоимости земельного участка. При этом заявитель указал, что рационально использует земельный участок в сельскохозяйственном производстве, не допускает снижения его плодородия, а построенные им на участке несколько объектов некапитального строительства (временных строений) не препятствуют использованию земельного участка по назначению и необходимы для обеспечения более рационального использования земельного участка. В своем обращении заявитель указал, что на протяжении всего промежутка времени участок занят в процессе производства сельскохозяйственной продукции; земля обрабатывается, проводится культивация почвы, посев и уборка многолетних трав. Также, земельный участок используется в комплексе сельскохозяйственного производства общества - рыбоводстве. К испрашиваемому земельному участку непосредственно примыкает водная гладь водоема, образованного арендуемым обществом гидротехническим сооружением. общество имеет лицензию на право пользования данным водным объектом (т. 1 л.д. 8). Территориальное управление письмом от 10.12.2014 №01/4211 сообщило ООО «ДМС» о невозможности удовлетворения его заявления ввиду того, что представленные обществом с заявлением документы не подтверждают надлежащее использование земельного участка в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (т. 1 л.д. 9-10). Общество с данным решением ответчика не согласилось и оспаривает его в арбитражном суде в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Земельным кодексом Российской Федерации провозглашен принцип деления земель по целевому назначению на категории, что означает, что земли соответствующих категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (статья 7 ЗК РФ). Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, урегулированы Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон № 101-ФЗ), нормы которого применены судом в редакции, действующей на дату обращения заявителя в Территориальное управление по вопросу предоставления земельного участка в собственность. Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона № 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи. В силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона № 101-ФЗ переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка. Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Как следует из толкования данной правовой нормы, она не предусматривает исключительного права арендатора на приватизацию земельного участка и безусловной обязанности исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, их продать. Необходимыми условиями для применения данной нормы являются следующие: наличие договора аренды земельного участка, истечение трех лет с момента заключения договора аренды, надлежащее использование земельного участка. На основании пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в частности, гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество. Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе, на принципе сохранения целевого использования земельных участков (пункт 3 статьи 1 Федерального закона № 101-ФЗ). Из совокупного толкования приведенных норм следует, что покупателями земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, которые используют их по целевому назначению и осуществляют деятельность по производству сельскохозяйственной продукции. Юридические лица, обращаясь в орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, с заявлением о приватизации указанных земель должны вместе с заявлением представить документы, подтверждающие, что они на момент подачи такого заявления используют земли по целевому назначению и осуществляют сельскохозяйственную деятельность. Таким образом, на заявителе лежит обязанность при подаче заявления о предоставлении арендуемого земельного участка сельскохозяйственного назначения в собственность представить в уполномоченный орган документы, подтверждающие использование такого земельного участка по назначению, а на уполномоченном органе – собственнике испрашиваемого земельного участка, лежит обязанность рассмотреть обращение заинтересованного лица, исследовать и оценить представленные им документы и принять соответствующее решение. Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации, государственная Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015 по делу n А55-1413/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|