Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 по делу n А55-4255/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

10 июля    2015 года                                                                    дело №А55-4255/2015

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля   2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено  10 июля  2015 года 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Дёминой Е.Г., судей Балашевой В.Т., Кузнецова С.А.,

при ведении протокола судебного заседания Бобылёвой А.А.,

с участием:

от ответчика открытого акционерного общества "Волжско-Уральская транспортная компания" – представитель Филимонова Н.Н., доверенность № 23 от 05.05.2015 г.,

от истца открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и от третьего лица закрытого акционерного общества "Оркла Брэндс Россия" – представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале № 2 апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волжско-Уральская транспортная компания" на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.04.2015 по делу № А55-4255/2014 (судья Бунеев Д.М.)

по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)

к открытому акционерному обществу "Волжско-Уральская транспортная компания" (ОГРН 1026301416723, ИНН 6317023248), третье лицо: закрытое акционерное общество "Оркла Брэндс Россия"

о взыскании 712 200 руб.  

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее – истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу "Волжско-Уральская транспортная компания" (далее – ответчик, ОАО "ВолгаУралТранс") о взыскании штрафа за задержку вагонов в размере 712 200 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечено открытое акционерное общество "Оркла Брэндс Россия" (далее – третье лицо, ОАО "Оркла Брэндс Россия").

Решением Арбитражного суда Самарской  области, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014, исковые требования  оставлены без удовлетворения.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа  от 29.01.2015 указанные судебные акты отменены, дело направлено  на рассмотрение  в суд первой  инстанции.

Решением Арбитражного суда Самарской  области от  30.04.2015  исковые требования открытого акционерного общества "Российские железные дороги" удовлетворены частично, в его пользу с  открытого акционерного общества "Волжско-Уральская транспортная компания" взыскано  400 000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере  21 244 руб., а также  проценты за пользование чужими денежными средствами на случай неисполнения  судебного акта. В остальной части в иске отказано.  

Ответчик не согласился с принятым  судебным актом. В апелляционной  жалобе и дополнении к ней, ссылаясь  на неполное выяснение  судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение деля дела,  несоответствие выводов, изложенных в решении  обстоятельствам дела  и несоответствие  выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, неприменение закона, подлежащего применению, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым снизить  размер штрафа за задержку вагонов под грузовыми операциями  до 63 798, 52 руб., что  составляет  фактические затраты  истца за пользование  вагонами.

В обоснование своих доводов  заявитель    жалобы указал, что   взысканная судом неустойка является чрезмерно высокой.

Доводы истца о том, что простаивающего по   вине ответчика вагоны лишают его возможности получить доход в виде оплаты  тарифа за перевозку груза и представленный  им расчет по тарифу за оборот вагонов является лишь предположением о возможном  получении дохода. Каких - либо доказательств, свидетельствующих о том что  истец имеет достоверные данные о востребованности  указанного количества  вагонов для перевозки грузов, его готовности предоставить контрагентам  данное количество вагонов в материалы дела  не представлено.

Ответчиком  в  материалы дела представлен расчет  платы за пользование вагонами, из которого видно, что  размер предъявленного к оплате в 11 раз превышает действительные  расходы  истца,  что подтверждает  явную несоразмерность  штрафа последствиям нарушения  обязательства  ответчиком.

Суд в нарушение принципа  юридического равенства  хозяйствующих субъектов  и  статей 8, 10 Конституции Российской Федерации  предоставил преимущество перевозчику  как одной  из сторон в договоре   перевозки.

В судебном заседании  представитель ответчика доводы, изложенные в апелляционной  жалобе, поддержал.

Представители  истца  и третьего лица, надлежащим образом извещенных  о времени и месте  судебного разбирательства, в судебное заседание  не явились.

 С учетом мнения  представителя ответчика и в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного  процессуального кодекса Российской  Федерации   (далее  - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.

Истец представил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонил  как  необоснованные.

Проверив  материалы дела,  ознакомившись с отзывом  истца,  выслушав представителя ответчика, оценив доводы  апелляционной жалобы в совокупности с  представленными доказательствами,   суд апелляционной инстанции  установил.

Между истцом (перевозчиком) и ответчиком (владельцем) заключен договор от 06.06.2012 № 5/350 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Волжско-Уральская транспортная компания" при станции Ульяновск-Центральный Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".

В соответствии с пунктом 7 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом истца на приёмосдаточные пути 2, 3, 4 станции Южная ответчика, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом ответчика, с расстановкой по местам погрузки-выгрузки.

Согласно пункту 21 договора (в редакции протокола согласования разногласий от 25.10.2012) в соответствии со статьёй 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – Устав) за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на железнодорожном пути необщего пользования более чем на 24 часа по  истечении срока оборота вагонов, владелец несет имущественную ответственность, предусмотренную статьями 99 и 100 Устава.

Также между ответчиком и истцом заключён договор от 04.06.2012 № ЗП/639 об организации перевозок грузов.

Согласно пункту 3.1.7 договора ответчик обязан производить своевременную и полную оплату провозных платежей, дополнительных сборов и плат, договорных сборов за дополнительные услуги и иных причитающихся истцу платежей, предусмотренных Уставом.

Согласно пункту 4.5 договора от 04.06.2012 № ЗП/639 оплата штрафов, предусмотренных Уставом, на Куйбышевской железной дороге - филиала ОАО "РЖД" производится ответчиком в соответствии с Правилами оформления и взыскания штрафов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утверждённых приказом Министерства путей сообщений России от 18.06.2003 № 43, на основании уведомления, выданного истцом, путём перечисления денежных средств на расчётный счёт, указанный в уведомлении, либо наличными денежными средствами.

На основании памяток приёмосдатчика  № 778 на подачу вагонов, № 846 на уборку вагонов (вагон № 23996689),  № 778 на подачу вагонов, № 857 на уборку вагонов (вагон № 24466278 ),  № 783 на подачу вагонов, № 860 на уборку вагонов(вагон № 24436644),  № 801 на подачу вагонов, № 869 на уборку вагонов (вагон № 23999949),  № 803 на подачу вагонов, № 875 на уборку вагонов ( вагон №23991250) и ведомостей подачи и уборки вагонов № 106925, № 111933, № 111935, № 112940, № 113951 ОАО "РЖД" начислило ответчику в октябре - ноябре 2013  штраф за задержку вагонов в размере 712 200 руб.          Представитель ответчика Авандеева М.Х. подписала указанные памятки приёмосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов и уведомления.          В порядке досудебного урегулирования спора истец направил в адрес ответчика претензии об уплате штрафа в добровольном порядке, которые ответчик оставил без удовлетворения. что   явилось  основанием  для обращения истца в арбитражный суд с вышеуказанным иском.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее - ГК РФ) право пользования и распоряжения вагонами принадлежит  их собственнику.

Согласно  статье 3 Соглашения о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между государствами - участниками содружества, Азербайджанской Республикой, Республикой Грузия, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой и их дальнейшем совместном использовании (Минск, 22.01.1993), перевозка грузов железнодорожным транспортом осуществляется на основе совместного использования грузов и контейнеров, являющихся собственностью государств - участников соглашения.

Пунктом 1.2 Соглашения о принципах совместного использования грузовых вагонов в межгосударственном сообщении предусмотрено, что все вагоны совместного пользования должны иметь обозначения государства - собственника.

К перевозкам, как внутри железнодорожной администрации, так и между железнодорожными администрациями допускаются собственные грузовые вагоны, зарегистрированные в Автоматизированном банке данных парка грузовых вагонов (пункт 1.12 Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств).

При этом пунктом 4.1 названных Правил эксплуатации предусмотрено, что железнодорожная администрация - пользовательница оплачивает железнодорожной администрации - собственнице вагонов за пользование грузовыми вагонами ее инвентарного парка.

Принадлежность вагонов Эстонской  стороне не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и в силу пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и в силу пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Анализ названных международных соглашений позволяет сделать вывод, что в период нахождения грузовых вагонов, являющихся собственностью стран – участниц соглашения, на территории Российской Федерации, их использование железнодорожной администрацией осуществляется на праве возмездного пользования.

Правила статьи 62 Устава предусматривают ответственность за задержку вагонов принадлежащих перевозчику.

На основании  анализа названных международных соглашений  суд первой инстанции  пришел к правильному выводу о том, что в период нахождения грузовых вагонов, являющихся собственностью стран - участниц соглашения, на территории Российской Федерации, их использование железнодорожной администрацией осуществляется на праве возмездного пользования. Факт возмездного пользования спорными вагонами подтвержден представленной истцом в материалы дела информацией о совершении платежей через международную межбанковскую систему SWIFT.

Правила статьи 62 Устава  предусматривают ответственность за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику.

В данной норме не содержится положений о том, что перевозчик должен являться собственником (либо титульным собственником) грузовых вагонов, контейнеров.

Понятие вагонов принадлежащих и не принадлежащих перевозчику содержится в пункте 12 Тарифного руководства N 2, утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, согласно которому под вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, понимаются вагоны, контейнеры, принадлежащие на праве собственности иным юридическим или физическим лицам, кроме перевозчика, а также арендованные такими юридическими или физическими лицами у перевозчика, за исключением вагонов (контейнеров), находящихся в аренде у перевозчика, и вагонов, контейнеров, принадлежащих железнодорожным администрациям государств - участников СНГ, Литовской Республики, Латвийской Республики, Эстонской Республики и третьих стран, допущенных к перевозке по российским железным дорогам.

Таким образом, нормативно установлено что вагоны, принадлежащие железнодорожным администрациям государств - участников СНГ, в данном случае Эстонской Республике, являются вагонами принадлежащими перевозчику. В спорном случае для начисления штрафа на основании статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации является значимым факт принадлежности вагонов перевозчику, независимо от того является ли данный перевозчик Российской железной дорогой или железной дорогой стран СНГ.

Факт нахождения вагонов, собственником которых является Эстонская Республика, в возмездном пользовании ОАО "РЖД"  не исключает право последнего взыскивать штраф за задержку на подъездных путях ответчика.

Соответствующие полномочия реализованы истцом в рамках Регламента взаимодействия между Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральным агентством железнодорожного транспорта и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" по вопросам участия в работе Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 26.11.2008 № 2504р в отсутствие  возражений Эстонской стороны приведенного соглашения.

Указанным Регламентом определено, что к компетенции ОАО "РЖД" относятся вопросы обеспечения работы железнодорожного транспорта, в том числе в области функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта и осуществления перевозочного процесса, хозяйственных взаимоотношений с железнодорожными администрациями и организациями железнодорожного транспорта других государств.

Представителем железнодорожной администрации Российской Федерации назначен президент ОАО "РЖД".

Кроме того, вагоны, принадлежащие

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 по делу n А55-26799/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также