Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2015 по делу n А55-28514/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

06 июля    2015 года                                                                   дело №А-55-28514/2013

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена  30 июня   2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено   06  июля  2015 года 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Дёминой Е.Г., судей Морозова В.А., Шадриной О.Е.,

при ведении протокола судебного заседания Бобылёвой А.А.,

с участием:

от истца муниципального унитарного предприятия "Ресурсоснабжение" - директор Сыродеева С.В. (выписка из ЕГРЮЛ),

от ответчика общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Яблоневого оврага" - представитель Бордон А.И., доверенность от 09.02.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале № 2 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Яблоневого оврага" на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.04.2015 по делу № А55-28514/2013 (судья Ануфриева А.Э.)

по иску муниципального унитарного предприятия "Ресурсоснабжение" (ОГРН 1096382002958, ИНН 6345003980)

к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Яблоневого оврага" (ОГРН 1106382003551, ИНН 6345021362)

о взыскании 547 766 руб. 99 коп.  

 

УСТАНОВИЛ:

 

Муниципальное унитарное предприятие "Ресурсоснабжение"  (далее- истец, МУП "Ресурсоснабжение") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее- АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Яблоневого оврага"   (далее- ответчик, ООО "УК Яблоневого  оврага") о взыскании 559 829, 23 руб. неосновательного обогащения за потребленную холодную воду на общедомовые нужды собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных домов, обслуживаемых ответчиком за период с  сентября 2012 года по сентябрь 2013 года.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.05.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2014 заявленные требования оставлены без  удовлетворения.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15.12.2014 указанные  судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при этом суд кассационной инстанции указал, что  отсутствуют основания  для отказа   во взыскании  с ответчика   как управляющей   организации и исполнителя коммунальных  услуг задолженности за поставленные в многоквартирные дома  коммунальные   ресурсы   независимо от того, оплачивают ли граждан  соответствующие  ресурсы исполнителю коммунальных услуг  или непосредственно ресурсоснабжающей организации.   Иное  с учетом  действующего в спорном периоде  законодательства возможно только в случае выбора собственниками  жилых помещений в многоквартирном жилом доме непосредственного способа  управления таким домом.

Решением  Арбитражного суда Самарской области от18.04.2015  исковые требования Муниципального унитарного предприятия "Ресурсоснабжение"  удовлетворены, в его пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Яблоневого оврага" взыскано  547 766,99 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере  13 955, 33 руб.

Ответчик не согласился с принятым  судебным актом. В апелляционной  жалобе, ссылаясь  на неполное выяснение  и недоказанность   обстоятельств имеющих значение для дела,  которые суд посчитал установленными,  просит решение отменить, заявленные требования оставить  без удовлетворения.

В обоснование своих доводов заявитель  жалобы  указал, что представленные истцом доказательства являются ненадлежащими, в связи с чем  не подтверждают заявленные требования. Доводы  ответчика  подробно изложены в апелляционной  жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании

Представитель истца отклонил жалобу по основаниям, изложенным  в отзыве.

Проверив  материалы дела,  ознакомившись с отзывом  истца,  выслушав представителей сторон,  оценив доводы  апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами,  суд апелляционной инстанции  установил.

При новом рассмотрении дела истец уменьшил размер исковых требований до 547 766, 99 руб., составляющих задолженность за потребленную холодную воду за период с сентября 2012 года по сентябрь 2013 года.

 Из материалов дела следует, что ответчик является управляющей организацией многоквартирных домов, водоснабжение  указанных домов  осуществляет истец, который как ресурсоснабжающая организация, производил начисление платы за коммунальную услугу водоснабжение и водоотведение непосредственно гражданам (собственникам и нанимателям жилых помещений). Договор энергоснабжения между сторонами не заключен. Плату  за водоснабжение на общедомовые нужды в многоквартирных домах истец не начислял.

Разница стоимости общего объема потребленной воды в спорном периоде, определенного по показаниям общедомовых приборов учета и объема потребленной воды, на которую истцом выставлены счета потребителям (гражданам и владельцам нежилых помещений), истец считает задолженностью ответчика как управляющей организацией за потребленный энергоресурс.

Рассчитанная таким образом стоимость коммунального ресурса по утвержденным тарифам составляет 547 766, 99 руб.

В материалах дела имеется договор  заключенный  между истцом -   предприятием (РСО) и  ответчиком- обществом (организация)  об организации деятельности от 10.05.2012 № 62/12, предметом которого является взаимодействие сторон по организации отношений, связанных с обеспечением холодного водоснабжения, водоотведения, разграничением балансовой и эксплуатационной ответственности сторон при поставке РСО услуг холодного водоснабжения и водоотведения в многоквартирные дома, находящиеся в эксплуатационной ответственности организации, предоставление организацией РСО достоверных данных о количестве зарегистрированных и фактически проживающих лицах в жилых помещениях многоквартирных домов и иной информации, служащей для расчета платы за коммунальные услуге по водоснабжению и водоотведению.

Проанализировав  условия   договора, суд первой инстанции пришел к правильному  выводу о том, что он не содержит всех существенных условий договора энергоснабжения. Вместе с тем, фактическое потребление энергоресурса в спорном периоде ответчиком не оспорено.

Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопринимающие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость фактически отпущенной ему энергии                      В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

 Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим  потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправности используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Статьями 309, 310 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии и с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

На основании статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по  заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно пункту 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 6.2 статьи 155 ЖК РФ).

Согласно пункту 6.3 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

В соответствии с пунктом 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим  собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении. Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрены основания для заключения между потребителями и ресурсоснабжающей организацией договоров на поставку коммунальных ресурсов при управлении многоквартирным домом управляющей организацией.

Правоотношения потребителей с ресурсоснабжающей организацией правомерны только при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений. Выбор собственниками помещений в многоквартирном доме возможности вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию не освобождает

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2015 по делу n А49-12193/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также