Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 по делу n А55-30392/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

            ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45     www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected].

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

03 июля 2015 года                                                                             Дело № А55-30392/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 01 июля 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено:  03 июля 2015 года

                                                                        

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,

судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,

с участием:

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Самарской области  - представителя Шутовой Е.Л., доверенность от 29.06.2015 года № 04-13/09013,

от открытого акционерного общества «Самаранефтепродукт» - представителей Цыб А.В., доверенность от 26.12.2013 года № 35/322, Здоровенко А.О., доверенность от 12.01.2015 года № 35/006,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 3, дело по  апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 марта 2015 года по делу № А55-30392/2014 (судья Мешкова О.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Самаранефтепродукт», г.Самара, ОГРН 1026301421167, ИНН 6317019121, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Самарской области, г.Самара, о признании недействительным решения от 09.07.2014 г. № 12-13/33108 в части,

                                                    УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Самаранефтепродукт» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Самарской области (далее - ответчик), о признании недействительным решения от 09.07.2014 г. № 12-13/33108 в части доначисления земельного налога в сумме 543771 руб., а также пени по земельному налогу в соответствующей части.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 марта 2015 года заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с выводами суда, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №18 по Самарской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, жалобу - удовлетворить.

В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

В жалобе настаивает на законности оспариваемого частично решения, поскольку согласно пункту 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

Постановление Правительства Самарской области от 22.01.2013 № 9 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» вступает в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, а именно: не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Постановление от 22.01.2013 № 9 опубликовано в «Волжской коммуне» с 04.02.2013 г. по 15.02.2013 г. начало действия документа 25.02.2013 г., следовательно, для целей налогообложения оно действует с 01.01.2014 г.

Податель жалобы считает, что результаты государственной кадастровой оценки, установленные Постановлением Правительства Самарской области от 22.01.2013 № 9,  не могут быть применены для исчисления земельного налога с 26.02.2013г., не могут они применяться также и по состоянию на 01.01.2014 г., поскольку по состоянию на указанную дату должны применяться результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, утвержденные постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 г. № 610.

Пунктом 4 статьи 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их... положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Однако, Постановление Правительства Самарской области от 22.01.2013 № 9 не содержит указания на возможность его применения к более ранним налоговым периодам.

Открытое акционерное общество «Самаранефтепродукт» апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.

Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Самарской области в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, жалобу - удовлетворить.

Представитель открытого акционерного общества «Самаранефтепродукт» в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 25.05.2015 на 01.07.2015.

О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства.

Информация о принятии, отложении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.

Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Самарской области в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, жалобу - удовлетворить.

Представитель открытого акционерного общества «Самаранефтепродукт» в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, ОАО «Самаранефтепродукт» является собственником следующих земельных участков: 63:01:404002:4 (адрес участка - ул. Уральское, 10), 63:01:803003:1 (адрес участка - ул. Кутякова, 20), 63:01:405002:3 (адрес участка - ш. Южное, 8), 63:01:418010:16 (адрес участка - ул. Грозненская, 34), 63:01:820001:2 (адрес участка - ул. Галактионовская, 72).

Заявителем 30.01.2014 г. в Межрайонную инспекцию ФНС России № 18 по Самарской области по телекоммуникационным каналам связи представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 г.

ОАО «Самаранефтепродукт» сумма земельного налога за 2013 год по следующим земельным участкам:

63:01:404002:4 (ул. Уральское, 10) кадастровая стоимость - 70 794 105 руб.

63:01:803003:1 (ул. Кутякова, 20) кадастровая стоимость - 6 934 193 руб.

63:01:405002:3 (ш. Южное, 8) кадастровая стоимость - 22 484 711 руб.

63:01:418010:16 (ул. Грозненская, 34) кадастровая стоимость - 20 916 926 руб.

63:01:820001:2 (ул. Галактионовская,72) кадастровая стоимость - 5 222 670 руб., рассчитана, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 22.01.2013 № 9.

Сумма земельного налога за 2013 год по данным налоговой декларации составила - 1895290 руб.

По результатам камеральной налоговой проверки, предоставленной обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №18 по Самарской области вынесено оспариваемое решение об отказе в привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения № 12-13/33108 от 09.07.2014, которым обществу доначислен земельный налог в размере 642318 руб. и пени в размере 2845 руб. 27 коп.

Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод налоговой инспекции о занижении исчисленного земельного налога в связи с неправильным определением кадастровой стоимости земельного участка, подлежащей применению в 2013 году.

Как указано в оспариваемом решении, при исчислении земельного налога за 2013 год  заявителю следовало руководствоваться  Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008г. № 473, согласно которому кадастровая стоимость земельных участков заявителя по состоянию на 01.01.2013 составляла:

63:01:404002:4 кадастровая стоимость - 70 794 105 руб.

63:01:803003:1 кадастровая стоимость - 12 275 120 руб.

63:01:405002:3 кадастровая стоимость - 32 550 906 руб.

63:01:418010:16 кадастровая стоимость - 37 080 491 руб.

63:01:820001:2 кадастровая стоимость - 16 473 200 руб., поскольку утвердившее новую (более низкую) кадастровую стоимость Постановление Правительства Самарской области от 22.01.2013 № 9 опубликовано 15.02.2013г., поэтому по правилам пункта 4 статьи 5 НК РФ по состоянию на 01.01.2013 не вступило в силу.

Не согласившись с указанным решением, Общество обжаловало его в УФНС России по Самарской области, которое своим решением от 03.10.2014 № 03-15/24463 оставило решение без изменения.

Заявителем земельный налог в отношении спорных земельных участков за 2013 год был исчислен в размере 1 895 290 руб., заявитель признал неполное исчисление земельного налога в размере 98 547 рублей, поскольку при расчете налоговых обязательств по земельному налогу за период с 01.01.2013 - 25.02.2013 г. подлежит применению Постановление № 473 от 10.12.2008 г., а с 26.02.2013 - 31.12.2013 г. подлежит применению Постановление № 9, следовательно доначисление налоговым органом земельного налога в сумме 543 771 руб. (642 318,00 руб. - 98 547 руб.) считает, неправомерным.

Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.

Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 и пунктом 1 статьи 389 НК РФ организации, обладающие на праве собственности земельными участками в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог, признаются плательщиками земельного налога.

В силу статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, определенная в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, следовательно, для исчисления земельного налога за 2013 год необходимо учитывать кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013.

Судом апелляционной установлено и следует из материалов дела, что на запросы налоговой инспекции Управление Россреестра по Самарской области направило ответ, в котором указало на применение по состоянию на 01.01.2013 кадастровой стоимости спорных земельных участков на основании Постановления № 473 от 10.12.2008 г.(т.1, л.д.97-99).

В соответствии с пунктом 2 статьи 390 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

На основании указанных положений Постановлением Правительства Самарской области от 22.01.2013 № 9 утверждены новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Самарской области, в соответствии с которыми кадастровая стоимость четырех из пяти принадлежащих заявителю земельных участков уменьшена.

Постановление от 22.01.2013 № 9 опубликовано в «Волжской коммуне» с 04.02.2013 г. по 15.02.2013 г., которая является источником официального опубликования.

Применительно к определению налоговой базы по земельному налогу вопросы действия актов законодательства о налогах и сборах во времени рассмотрены в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2013 года N 17-П.

Согласно названному Постановлению нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который в НК РФ определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 резолютивной части указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации выявленный в данном Постановлении конституционно-правовой смысл указанных положений НК РФ является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Правила действия актов законодательства о налогах и сборах во времени установлены статьей 5 НК РФ.

По общему правилу, согласно пункту 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

В абзаце

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 по делу n А65-29745/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также