Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2015 по делу n А72-2530/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решения арбитражного суда, не вступившего в законную силу 29 июня 2015 года Дело № А72-2530/2015 г.Самара Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2015 года. Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2015 года. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А., при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием: от открытого акционерного общества «Ульяновский автомобильный завод» – представитель не явился, извещено, от государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – представитель не явился, извещено, рассмотрев в открытом судебном заседании 22 июня 2015 года апелляционную жалобу государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 апреля 2015 года по делу №А72-2530/2015 (судья Коннова О.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Ульяновский автомобильный завод» (ОГРН 1027301486343, ИНН 7300000029, г.Ульяновск, к государственному учреждению – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1027301167046, ИНН 7325019720, г.Ульяновск, о признании незаконным решения № 60 от 10 декабря 2015 года в части доначисления страховых взносов в размере 133 266 руб. 25 коп., пени в размере 10 025 руб. 90 коп., штрафов в размере 26 653 руб. 25 коп.,
У С Т А Н О В И Л: Открытое акционерное общество «Ульяновский автомобильный завод» (далее - заявитель, общество, ОАО «УАЗ») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, с учётом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – УРО ФСС РФ, отделение ФСС РФ, ответчик) № 60 от 10.02.2015 в части доначисления страховых взносов в размере 132 256 руб. 12 коп., штрафов в размере 26 451 руб. 23 коп., пени в размере 9 992 руб. 15 коп. Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29 июня 2015 года уточненное заявление удовлетворено, решение государственного учреждения -Ульяновское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации № 60 от 10 февраля 2015 о привлечении ОАО «УАЗ» к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления страховых взносов в размере 132 256 руб. 12 коп., пени в размере 9 992 руб. 15 коп., штрафов в размере 26 451 руб. 23 коп. признано незаконным. На государственное учреждение - Ульяновское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «УАЗ». С государственного учреждения - Ульяновское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу ОАО «УАЗ» взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб. В апелляционной жалобе УРО ФСС РФ просит решение суда отменить в части признания недействительным решения № 60 от 10.02.2015 и взыскания расходов по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. По мнению отделения ФСС РФ, оплата обществом работникам дополнительных выходных дней и оплата путевок являются объектом обложения и базой для начисления страховых взносов, так как это выплаты в рамках трудовых отношений и начислены они физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию. В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда. Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Как следует из материалов дела, УРО ФСС РФ в отношении ОАО «УАЗ» была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, результаты которой отражены в акте выездной проверки от 26.12.2014 № 812 с/с-доходы. В частности, в ходе проверки было установлено, что в нарушение Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) обществом занижена облагаемая база для начисления страховых взносов в результате невключения в нее среднего заработка, начисленного за дополнительные выходные дни, предоставляемые по уходу за детьми-инвалидами, а также частичной оплаты путевок для работников на базу отдыха «Сосновый бор-2». Решением УРО ФСС РФ от 10.02.2015 № 60 обществу предложено уплатить оспариваемые суммы страховых взносов, пени, штрафа. Не согласившись с решением заинтересованного лица, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с трудовым законодательством работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа, а также о том, что суммы частичной оплаты работникам стоимости санаторно-курортных путевок не являются объектом для начисления страховых взносов. Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, урегулированы Федеральным законом № 212-ФЗ. По мнению УРО ФСС РФ, вышеуказанные выплаты произведены обществом своим работникам в рамках трудовых отношений и являются объектом обложения страховыми взносами в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ. В силу части 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах !а! и !б! пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров. Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона. Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. В силу статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). В соответствии со статьей 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Таким образом, указанные выплаты среднего заработка работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашении между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения. Данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Федеральный закон № 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании. На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» средства этого Фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения. В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 № 1798/10 указано: выплаты работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. Следовательно, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с трудовым законодательством работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа. Выплаты для ухода за детьми-инвалидами не связаны с выполнением работником его трудовой функции, находятся вне собственно трудовых отношений, в силу чего предусмотренное законом право работника на получение среднего заработка не дает оснований для отождествления его с собственно заработной платой работника. Ссылка отделения ФСС РФ на то, что дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, предусмотренные ТК РФ, в соответствии с действующим законодательством к государственным пособиям и перечисленным в статьей 8 Федерального закона № 165-ФЗ видам обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не относятся, необоснованна. Само по себе отсутствие в статье 8 Федерального закона № 165-ФЗ спорных выплат и их неотнесение к государственным пособиям не исключает характер государственной поддержки данных выплат. Довод фонда о том, что в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 № 1798/10 по делу №А71-3574/2009-А31 рассматривался вопрос об обложении налогом на доходы физических лиц оплаты дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, а не начисления страховых взносов ФСС РФ, правомерно отклонен судом первой инстанции, так как в данном постановлении Президиум ВАС РФ изложил правовую позицию именно в части определения правовой природы указанной выплаты. При этом не имеет значения, для каких целей: обложения этих Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2015 по делу n А72-7565/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|