Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 по делу n А55-27940/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

25 июня 2015 года                                                                                      Дело №А55-27940/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена     24 июня 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено      25 июня 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Корнилова А.Б.,

судей Кузнецова В.В., Садило Г.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,

с участием:

от открытого акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» в лице Самарского регионального филиала – Салосина А.С. (доверенность от 02.09.2014 г. № 100),

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары – Корольчук С.А. (доверенность от 13.01.2015 г. №04-15/00104),

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 июня 2015 года апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 апреля 2015 года по делу № А55-27940/2014 (судья Бойко С.А.),

по заявлению открытого акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» в лице Самарского регионального филиала,

к  Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары,

о  признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк" обратилось в арбитражный суд с заявлением о  признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 2 от 02.09.2014.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 08 апреля 2015 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе инспекция просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 08 апреля 2015 года по делу № А55-27940/2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.

В материалы дела поступил отзыв общества на апелляционную жалобу, в котором налогоплательщик просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 08 апреля 2015 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержал, просил апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель общества напротив, считая решение суда верным, просила в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары № 2 от 02.09.2014 Открытое акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк" привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 321 Налогового кодекса Российской Федерации  в виде штрафа в размере 10000 рублей. Поводом для этого послужил выявленный налоговой инспекцией факт открытия  07.05.2014 расчетного счета №40702810913020001239  ООО «Регламент» при наличии решений налогового органа о приостановлении операций по счетам это лица, вынесенных Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары и направленных по телекоммуникационным каналам связи в ЗАО АКБ «ГАЗБАНК» и СМФ ОАО «СМП БАНК».

ОАО «Россельхозбанк» решение обжаловано в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области № 20-14/24354® от 03.10.2014 апелляционная жалоба ОАО «Россельхозбанк» оставлена без удовлетворения, а решение налогового органа - без изменения, что послужило основанием для обращения заявителя в суд.

При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

В обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что на момент открытия указанного расчетного счета у ООО «Регламент» действующие расчетные счета в ОАО «Россельхозбанк» отсутствовали. Соответственно непосредственно от ФНС России уведомления о приостановлении операций по расчетным счетам ООО «Регламент» в ОАО «Россельхозбанк» не поступали.

Доказывая законность оспариваемого решения налоговая инспекция ссылается на то, что на дату открытия Самарским региональным филиалом ОАО «Россельхозбанк» расчетного счета ООО «Регламент» в информационном ресурсе «БАНКИНФОРМ», размещенном на сайте ФНС России была отражена информация о решениях о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.

Пунктом 1 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за открытие банком счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, счета инвестиционного товарищества без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации   приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 настоящего Кодекса. Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 12 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции до изменений внесённых Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ, при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 настоящей статьи, банк не вправе открывать этой организации и этим лицам счета и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.

Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ внесены изменения в пункт 12 статьи 76 НК РФ, а именно, слово «банк» заменён словом «банки» а) пункта 20 статьи 1 указанного закона, который вступил в силу с 01.01.2014 (пункт 3 статьи 6 закона)), а также указанный пункт дополнен абзацем следующего содержания: «Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.» (пункт б) пункта 20 статьи 1 указанного закона, который вступил в силу с 24.08.2013 (пункт 1 статьи 6 закона)).

С учётом внесённых Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ изменений, с 01.01.2014 абзац 1 пункта 12 статьи 76 НК РФ изложен в следующей редакции: При наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 настоящей статьи, банки не вправе открывать этой организации и этим лицам счета и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.

Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что до 01.01.2014 банки не вправе были открывать счета заинтересованным лицам при наличии в этом банке решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика. Соответствующий запрет распространялся лишь на тот банк, в котором открыт счёт, по которому приостановлены операции по счетам.

После 01.01.2014 приостановка операций по счёту налогоплательщика в одном банке влечёт за собой запрет на открытие счетов как банку, в котором приостановлении операции по счетам налогоплательщика, так и другим банкам.

Принимая во внимание, что на момент открытия Банком счёта ООО «Регламент», операции по счёту последнего были приостановлены в ЗАО АКБ «ГАЗБАНК» и СМФ ОАО «СМП БАНК», суд первой инстанции обоснованно посчитал, что в действиях Банка имеются признаки события налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 132 НК РФ.

Приостановка операций по счёту налогоплательщика в одном банке влечёт за собой запрет на открытие счетов не только банку, в котором приостановлении операции по счетам налогоплательщика, но и другим банкам (пункт 12 статьи 76 НК РФ).

Между тем, банки не обладают информацией о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в иных банках. В целях исполнимости указанного запрета на открытие счетов пункт 12 статьи 76 НК РФ дополнен абзацем вторым, которым на Федеральную налоговую службу, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации, возложена обязанность по разработке порядка информирования банков о приостановлении операций по счетам.

Доказательств принятия названного порядка информирования Федеральной налоговой службой и его согласование с Центральным банком Российской Федерации, материалы дела не содержат, а налоговым органом не представлено.

Как следует из Письма ФНС России от 22.01.2014 № ЕД-4-2/738® «Ответ на обращение по вопросу применения пункта 12 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации», в целях реализации п. 12 ст. 76 НК РФ 17.09.2013 на сайте http://regulation.gov.ru в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.08.2012 № 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения» было размещено уведомление о подготовке нормативного правового акта - проекта приказа ФНС России «Об утверждении Порядка информирования банков о приостановлении операций (об отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) и переводов его электронных денежных средств в банке в электронной форме», о чём были уведомлены Общественная палата Российской Федерации, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России», Экспертный совет при Правительстве РФ, Министерство финансов РФ, Ассоциация российских банков, Ассоциация региональных банков России.

В настоящее время соответствующий приказ ФНС России не утверждён, не согласован с Банком России и Минфином России, государственная регистрация Минюстом России не проведена.

Ссылки Инспекции на письмо Федеральной налоговой службы от 20.02.2014 № ПА-4-6/3003 об использовании интернет-сервиса «Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков» обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку доказательств доведения указанной информации до Банка до открытия спорного счёта материалы дела не содержат.

Кроме того, поскольку принятый в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации нормативный правовой акт, устанавливающий  порядок информирования банков о приостановлении операций по счетам отсутствует, то открытый онлайн интернет-сервис «Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков», размещённый на официальном сайте ФНС России («БАНКИНФОРМ») (https://service.nalog.ru/bi.do), носит временный, переходный характер и по своей сути не является тем утверждённым порядком информирования банков о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) и переводов его электронных денежных средств в банке в электронной форме, о котором идёт речь в абз. 2 п. 1 ст. 76 НК РФ.

Письма ФНС России не являются нормативными актами, носят информационный характер и не могут возлагать на банки и налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные нормативными правовыми актами, в том числе обязанности по отслеживанию на указанном информационном ресурсе сведений о приостановлении счетов в банках.

Кроме того, как указано в Письме ФНС России от 20.02.2014 № ПА-4-6/3003 «Об использовании интернет-сервиса «Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков», в базах данных местного и федерального уровней возможны расхождения, связанные с тем, что на федеральный уровень передаются только решения о приостановлении операций по счетам, направленным в электронном виде. Таким образом, интернет-сервис не является полноценным и разработанным в степени, достаточной для получения необходимых сведений о наличии приостановлении операций по счетам, а размещённые на нём данные могут быть противоречивыми.  Следовательно, нормативно-правовой механизм реализации норм абз. 1 п. 12 ст. 76 НК РФ на дату открытия Банком ООО «Регламент» расчётного счёта и до настоящего момента отсутствует, в связи с чем, состав нарушения налогового законодательства действия банка не содержат.

Довод налогового органа о том, что на момент открытия счёта Банк мог располагать и располагал достоверными сведениями о наличии в отношении ООО «Регламент»  решений о приостановлении операций по счетам, суд перовой инстанции правомерно посчитал необоснованным.

Позиция ОАО «Россельхозбанк» об отсутствии состава правонарушения подтверждается Главным Управлением Банка России по Самарской области. Так, ОАО «Россельхозбанк» был сделан запрос в Главное Управление Банка России по Самарской области, и 14.08.2014 в адрес Банка был направлен ответ за подписью заместителя начальника Главного Управления Банка России по Самарской области, согласно которому в настоящее время порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в п. 11 ст. 76 НК РФ, с Банком России не согласован, а сообщение ФНС России (письмо от 20.02.2014г. №ПА-4-6/3003) о внедрении в промышленную эксплуатацию интернет-сервиса, позволяющего получать актуальную информацию о наличии решения о приостановлении операций

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 по делу n А55-26194/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также