Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу n А55-13298/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

18 июня 2015 года                                                                                      Дело №А55-13298/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2015 года

 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кувшинова В.Е., судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,

с участием в судебном заседании:

представителя закрытого акционерного общества «Лада-Восход-Плюс» - Морозовой С.В.  (доверенность от 05.06.2015),

представителя Правительства Самарской области – Ивлиевой И.О. (доверенность от 31.12.2014 №1-49/696),

представителя Министерства имущественных отношений Самарской области – Ивлиевой И.О. (доверенность от 30.12.2014 №430),

представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Самарской области – не явился, извещен надлежащим образом,

представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области – не явился, извещен надлежащим образом,

представитель Трушиной Любовь Ивановны – не явился, извещен надлежащим образом,

представитель Некоммерческого партнерства «Сообщество специалистов-оценщиков «СМАО» - не явился, извещен надлежащим образом,

представитель Мэрии городского округа Тольятти – не явился, извещен надлежащим образом,

представитель общества с ограниченной ответственностью «Группа комплексных решений» - не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 15 июня 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 апреля 2015 года по делу                   № А55-13298/2014 (судья Филатов М.В.),

по заявлению закрытого акционерного общества «Лада-Восход-Плюс», Самарская область, Ставропольский район, п.Висла,

к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ«ФКП Росреестра» по Самарской области, г.Самара,

третьи лица: Правительство Самарской области, г.Самара,

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара,

Трушина Любовь Ивановна, Самарская область, г.Тольятти,

НП «Сообщество специалистов-оценщиков «СМАО», г.Москва,

Мэрия городского округа Тольятти, Самарская область, г.Тольятти,

общество с ограниченной ответственностью «Группа комплексных решений», г.Нижний Новгород,

Министерство имущественных отношений Самарской области, г.Самара,

об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

УСТАНОВИЛ: 

закрытое акционерное общество «Лада-Восход-Плюс» (далее – заявитель, общество, ЗАО «Лада-Восход-Плюс») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом изменения заявленных требований принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов, площадью 1085 кв.м., кадастровым номером 63:09:0102165:529, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводской район, Московский проспект, 8-г, в размере его рыночной стоимости согласно отчету судебной экспертизы в размере 1 792 947 руб., а также с указанием, что решение является для Федерального государственного бюджетного «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области основанием для внесения изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: 63:09:0102165:529 (т.1 л.д. 4-5, т.2 л.д.107).

Определением суда от 22.08.2014 произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Самарской области (т.1 л.д. 120-121).

Определениями суда от 22.08.2014, от 20.11.2014, от 23.01.2015, от 12.03.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Правительство Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Трушина Любовь Ивановна, НП «Сообщество специалистов-оценщиков «СМАО», Мэрия городского округа Тольятти, ООО «Группа комплексных решений», Министерство имущественных отношений Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.04.2015 по делу №А55-13298/2014 заявленные требования удовлетворены.

Суд установил кадастровую стоимость земельного участка площадью 1085 кв.м., с кадастровым номером 63:09:0102165:529, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводской район, Московский проспект, 8-г, равной рыночной стоимости земельного участка в размере 1 792 947 руб.

Решение является для Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области основанием для внесения изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102165:529 (т.2 л.д. 117-121).

В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д.126-131).

ЗАО «Лада-Восход-Плюс» апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

ООО «Группа комплексных решений» апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на нее.

Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.

На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в присутствии представителей ЗАО «Лада-Восход-Плюс», Правительства Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, в отсутствие иных участников процесса, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель ЗАО «Лада-Восход-Плюс» отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.

Представитель Правительства Самарской области и Министерства имущественных отношений Самарской области возражал по апелляционной жалобе.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей общества, Правительства Самарской области и Министерства имущественных отношений Самарской области, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, ЗАО «Лада-Восход-Плюс» на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 1 085 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Автозаводский р-н, Московский пр-т, 8-г, кадастровый номер 63:09:0102165:529 на основании договора купли-продажи земельного участка от 07.05.2013 № 1200,  что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 63-АЛ № 270125 (т.1. л.д. 30).

Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 № 610 по состоянию на 01.01.2013 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: 63:09:0102165:529 установлена в размере 9 794 251 руб. 60 коп.

В соответствии с требованиями действующего законодательства заявитель провел оценку принадлежащего ему земельного участка.

Согласно отчету об оценке от 10.04.2014 № 10/14 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: 63:09:0102165:529 по состоянию на 01.01.2013 составляет 1 904 392 руб. (т.1 л.д. 38-84).

Экспертным заключением от 29.04.2014 № 14/04-073/ЭЗ/77/1 установлено, что отчет об оценке от 10.04.2014 № 10/14 соответствует требованиям законодательства РФ (т.1 л.д. 85-98).

12.05.2014 заявитель обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением № 62-316 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка.

Решением комиссию от 22.05.2014 № 14/14с-4 заявителю отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков (т.1. л.д. 101-104).

Считая действия указанные решения незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.

Государственная кадастровая оценка земель, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 №610 проводилась на основании Распоряжения Правительства Самарской области от 06.05.2013 №262-р «Об организации работ по государственной кадастровой оценке населённых пунктов на территории Самарской области» в соответствии с пунктом 2 которого Управлению Росреестра по Самарской области поручено сформировать и представить перечень земельных участков в составе земель населённых пунктов, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01.01.2013.

Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 08.04.2000, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.

Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, права собственника, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом предъявленное к органу государственного кадастрового учета требование о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам искового производства, включая положения о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении действительной рыночной стоимости.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 №10761/11 предусматривается, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

Исходя из смысла искового заявления, истцом фактически заявлены требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.

Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельных участков.

В рассматриваемом случае, учитывая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости в обоснование заявленного требования общество представило отчет об оценке стоимости спорного земельного участка от 10.04.2014 № 10/14, выполненного независимым оценщиком - Трушиной Л.И.

По результатам проведенного экспертного заключения от 29.04.2014 №14/04-073/ЭЗ/77/1 установлено, что отчет об оценке от 10.04.2014 № 10/14 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.

В силу статьи

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу n А72-2143/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также