Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 по делу n А55-21015/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

17 июня 2015 года                                                                                   Дело А55-21015/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена     15 июня 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено      17 июня 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,

при участии:

от открытого акционерного общества «Самарская региональная энергетическая корпорация» - представителя Латыповой Н.М. (доверенность от 03.03.2015),

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области – представителя Устинова О.В. (доверенность № 12-9291 от 29.12.2014),

от третьих лиц – представители не явились, извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Самарская региональная энергетическая корпорация»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 апреля 2015 года по делу № А55-21015/2014 (судья Черномырдина Е.В.),

по заявлению открытого акционерного общества «Самарская региональная энергетическая корпорация», г. Самара,

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: муниципальный район Шигонский Самарской области в лице Администрации муниципального района Шигонский Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального района Шигонский Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара,

о признании незаконным отказа и обязании,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Самарская региональная энергетическая корпорация» (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа от 22.07.2014 № 37/501/2014-985 Управления Росреестра по Самарской области (далее - Управление) в государственной регистрации права собственности заявителя на объект недвижимого имущества - Газопровод низкого давления протяженностью 855 м, расположенный по адресу: Самарская область, Шигонский район, с. Малячкино, пер. Сельский с кадастровым номером 63:37:0000000:9787 и обязании Управления Росреестра по Самарской области провести государственную регистрацию права собственности ОАО «Самарская региональная энергетическая корпорация» на объект недвижимого имущества - Газопровод низкого давления протяженностью 855 м, расположенный по адресу: Самарская область, Шигонский район, с. Малячкино, пер. Сельский с кадастровым номером 63:37:0000000:9787.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены муниципальный район Шигонский Самарской области в лице Администрации  муниципального района Шигонский Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального района Шигонский Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара (далее - третьи лица).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 17 апреля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 17 апреля 2015 года по делу № А55-21015/2014, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.

В судебном заседании представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.

Представитель Управления в судебном заседании 15.06.2015 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд апелляционной инстанции оставить без изменения судебный акт арбитражного суда первой инстанции.

Третьи лица в судебное заседание представителей не направили, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания арбитражного суда апелляционной инстанции.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей третьих лиц, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ОАО «Самарская региональная энергетическая корпорация» построен объект недвижимого имущества – Газопровод низкого давления протяженностью 855 м, расположенный по адресу: Самарская область, Шигонский район, с. Малячкино, пер. Сельский.

14.07.2010 ОАО «Самарская региональная энергетическая корпорация» получено разрешение на строительство № RU 63027304-53 (л.д. 75, т.1), а 20.12.2010 получено разрешение на ввод указанного объекта в эксплуатацию № RU63017303-10 (л.д. 76, т. 1).

Кроме того, заявителем произведен государственный кадастровый учет объекта с присвоением ему кадастрового номера: 63:37:0000000:9787, что подтверждается кадастровым паспортом сооружения от 09.04.2012 (л.д. 77-81, т. 1).

09.06.2014 ОАО «Самарская региональная энергетическая корпорация» обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в Шигонском районе с заявлением о регистрации права собственности на построенный объект недвижимости - Газопровод низкого давления протяженностью 855 м, расположенный по адресу: Самарская область, Шигонский район, с. Малячкино, пер. Сельский с кадастровым номером: 63:37:0000000:9787.

22.07.2014 заявителю сообщением № 37/501/2014-985 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области отказано в регистрации права собственности на объект по следующим основаниям: 1. В представленном на регистрацию договоре аренды земельного участка от 07.07.2010 № 37/02-90х/10 отсутствуют данные, позволяющие определено установить земельный участок, подлежащий передачу арендатору в качестве объекта аренды, является не согласованным сторонами, а соответствующий договор не заключенным; в пункте 8 кадастрового паспорта от 10.06.2014 № 63-00-102/14-419014 отсутствует кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимого имущества; на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие, что финансирование строительства объекта заявленного к регистрации осуществлялось за счет собственных средств ОАО «Самарская региональная энергетическая корпорация» в полном объеме (л.д. 98-101, т. 1).

Считая, что оспариваемый отказ в государственной регистрации права собственности нарушает его законные права и интересы как собственника объекта недвижимого имущества, поскольку порождает правовую неопределенность в судьбе данного имущества и препятствует реализации прав собственника в отношении данного имущества, заявитель обратился в арбитражный суд.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении требований, правомерно руководствовался и обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

Пунктом 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу п. п. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

На основании пунктов 1, 2 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Пунктом 2 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных указанным Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»  право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.

Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с пунктом 6 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных Приказом Федеральной регистрационной службы от 08 июня 2007 года № 113, при осуществлении государственной регистрации прав на создаваемый, созданный или реконструируемый объект недвижимого имущества рекомендуется удостовериться, что объект недвижимого имущества не является самовольной постройкой. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности (пункт 2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведённом для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным, нарушением градостроительных и строительных норм и правил (пункт 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в рассматриваемый период) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Одним из обязательных элементов процедуры предоставления того или иного земельного участка для указанной цели является его государственный кадастровый учет.

Согласно пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации наличие кадастрового паспорта такого земельного участка является обязательным условием для принятия решения о его предоставлении.

В соответствии с пунктом 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Таким образом, законодатель прямо предусмотрел, что  договор  аренды земельного участка заключается в отношении земельного участка после выполнение кадастровых работ и осуществления его государственного кадастрового учета.

Пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Согласно пункту 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что одним из обязательных элементов процедуры предоставления земельного участка для таких целей является его государственный кадастровый учет.

Судом установлено, что при обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по вопросу государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества ОАО «Самарская региональная энергетическая корпорация» не был представлен кадастровый паспорт земельного участка, что подтверждается имеющейся в распиской в получении документов №63-63-37/501/2014-985 от 09.06.2014

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 по делу n А55-13616/2011. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также