Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 по делу n А72-73/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

17 июня 2015 года                                                                                      Дело №А72-73/2015

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена     15 июня 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено      17 июня 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Корнилова А.Б.,

судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,

с участием:

от индивидуального предпринимателя Яшиной Ларисы Вячеславовны - не явился, извещен,

от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области - не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании 15 июня 2015 года апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07 апреля 2015 г. по делу № А72-73/2015 (судья Корастелев В.А.),

по заявлению индивидуального предпринимателя Яшиной Ларисы Вячеславовны

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области

о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Ульяновской области поступило заявление индивидуального предпринимателя Яшиной Ларисы Вячеславовны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области, в котором заявитель просит:

Признать незаконными действия Управления Пенсионного Фонда (ГУ) в г. Димитровграде и Мелекесском районе по Ульяновской области по начислению страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды с 16.01.2009 по 16.07.2009 и с 25.10.2011 по 25.04.2013.

Обязать Управление Пенсионного Фонда (ГУ) в г. Димитровграде и Мелекесском районе по Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем перерасчета страховых взносов за периоды с 16.01.2009 по 16.07.2010 и с 25.10.2011 по 25.04.2013 и уменьшить их на сумму 47786 руб. 66 коп., соразмерно с этим уменьшить сумму начисленных пени.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 07 апреля 2015 года заявленные требования удовлетворены частично.

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07 апреля 2015 года по делу № А72-73/2015 отменить.

В судебное заседание представители лиц участвующих в деле не явились, извещены надлежащим образом.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Яшина Л.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 03.03.2000, поставлена на налоговый учет по месту жительства, является страхователем по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ).

В связи с неуплатой предпринимателем всех страховых взносов в виде фиксированного платежа Управлением в ее адрес были направлены требования об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование и пеням.

Заявительница 30.10.2014 обратилась в Управление за справкой о состоянии расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, по пеням и штрафам по состоянию на 31.10.2014 и с заявлением о перерасчете сумм страховым взносов в связи с отсутствием предпринимательской деятельности и нахождением в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, после чего получила ответ от 12.11.2014 № 01-17/3127 об отсутствии основания для перерасчета начисленных страховых сумм, мотивированный тем, что до 01.01.2013 нормами Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) не предусмотрено приостановление обязанностей уплаты страховых взносов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователь - индивидуальный предприниматель обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением этих страховых взносов.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитывается, в частности, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.

В соответствии с пунктом 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.04.2006 N 107 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальными предпринимателями не уплачиваются страховые взносы в виде фиксированного платежа в случае неосуществления ими предпринимательской деятельности в периоды, указанные в пункте 1 статьи 11 Федерального закона N 173-ФЗ.

Согласно правовой позиции, изложенной в резолютивной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 182-О, нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона N 167-ФЗ во взаимосвязи с положениями статьи 17 названного Закона, а также статей 2 - 3, 10 - 11 Федерального закона N 173-ФЗ не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Материалами дела подтверждается, что 16.01.2009 у заявительницы родилась дочь - Яшина Анастасия Леонидовна (свидетельство о рождении от 04.02.2009); 25.10.2011 у заявительницы родился сын - Яшин Никита Леонидович (свидетельство о рождении от 27.10.2011), в связи с чем она (Яшина Л.В.) не осуществляла предпринимательскую деятельность, так как в силу закона имела право осуществлять уход за новорожденными детьми до достижения ими возраста 1,5 лет. Отчетность в налоговую инспекцию Яшина Л.В. представляла Единой (упрощенной) налоговой декларацией с нулевым доходом, что подтверждается представленными в дело декларациями.

Согласно представленной заявительницей ксерокопии трудовой книжки, справкам налогового органа об отсутствии предпринимательской деятельности у Яшина Л.А. (супруга заявительницы, отца её детей), ОГКУ Центр занятости населения г. Димитровграда, а также справке медучреждения, представленной по запросу суда, постоянное место работы у супруга Яшиной Л.В. отсутствует по состоянию здоровья.

На обращение заявительницы в Управление предоставило ей справку о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам от 05.11.2014, согласно которой заявительница имеет задолженность по страховым взносам и пеням в пенсионный фонд РФ в сумме 96 238 руб. 58, в том числе взносы – 81 035 руб. 23 коп., пени – 15 203 руб. 35 коп. и письмом от 12.11.2014 № 01-17/3127 сообщило об отсутствии оснований для перерасчета начисленных сумм страховых взносов за периоды с 16.01.2009 по 16.07.2009 и с 25.10.2011 по 25.04.2013.

Заявитель считает, что у нее отсутствовала обязанность по уплате страховых взносов за периоды с 16.01.2009 по 16.07.2010 и с 25.10.2011 по 25.04.2013.

При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

В соответствии с пунктом 3 Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 N 582, с учетом Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 182-О фиксированный платеж не уплачивается страхователями за период, в течение которого ими не осуществлялась соответствующая деятельность в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.01.2010, плательщиками страховых взносов являются, в том числе, индивидуальные предприниматели.

Из положений статьи 13, пункта 1 статьи 16 и пунктов 1, 4 статьи 57 Федерального закона N 212-ФЗ следует, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам, обязаны производить исчисление и уплату суммы страховых взносов вне зависимости от размера полученного дохода в фиксированном размере.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона.

Следовательно, работодателем не уплачиваются взносы работнику, оформившему отпуск по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, так как в этот период доход отсутствует.

Федеральный закон N 212-ФЗ не ставит предпринимателей, работающих самостоятельно, в иное положение, обязывая их уплачивать страховые взносы вне зависимости от осуществления деятельности и ухода за ребенком до достижения им полутора лет.

Поскольку ИП Яшина Л.В. в период с 16.01.2009 по 16.07.2009 и с 25.10.2011 по 25.04.2013 не вела предпринимательскую деятельность и осуществляла уход за детьми до достижения ими возраста 1,5 лет, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у Управления отсутствовали основания для отказа в перерасчете части сумм начисленных страховых взносов и взыскания неуплаченной части страховых взносов за рассматриваемые периоды.

Действие положений пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона N 167-ФЗ с учетом их толкования, содержащегося в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 182-О, в силу части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на правоотношения по уплате индивидуальными предпринимателями страховых взносов в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ, так как по своей сути они имеют одинаковую правовую природу.

В статье 5 Федерального закона № 212-ФЗ, действующего с 01.01.2010, определены плательщики страховых взносов, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом из стоимости страхового года.

Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Статья 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ обязывает индивидуальных предпринимателей уплачивать страховые взносы не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Из буквального смысла нормативных положений названного Закона следует, что страховые взносы должны уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями.

Факт наличия у ИП Яшиной Л.В.в 2009-2013 годах статуса плательщика страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ сторонами не оспаривается.

До 01.01.2010 согласно статье 3 Федерального закона № 173-ФЗ право на трудовую пенсию имели граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно положениям статей 6, 7, 28 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ, индивидуальные предприниматели являются застрахованными лицами и одновременно страхователями по обязательному пенсионному страхованию и уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.

Из положений статей 10, 11 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ следует, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в статье 3 названного Федерального закона, включаются в страховой стаж для начисления пенсии при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации; наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Закона, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, засчитываются также иные (нестраховые) периоды, в том числе: период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 № 182-О, нормативные положения частей 1-3 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ во взаимосвязи

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 по делу n А55-13310/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также