Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по делу n А65-28704/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

02 июня 2015 года                                                                                   Дело А65-28704/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена     27 мая 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено      02 июня 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Рогалевой Е.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,

при участии:

от Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстан – представителя Латыпова Д.Д. (доверенность от 13.04.2015),

от общества с ограниченной ответственностью «Компания Альфа» – представителя Маликова Р.Р. (доверенность от 10.01.2015),

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Татарстан апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 марта 2015 года по делу № А65-28704/2014 (судья Сальманова Р.Р.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Компания Альфа» (ОГРН 1021602027490, ИНН 1650079641), г.Набережные Челны,

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстан (ОГРН 1041616098974, ИНН 1650040002), г. Набережные Челны,

о признании незаконным решения № 531 от 02.09.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Компания Альфа» (далее по тексту - заявитель) обратилось в суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстан (далее по тексту - ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения № 531 от 02.09.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 марта 2015 года заявление удовлетворено, решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения № 531 от 02.09.2014 года, признано недействительным, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Компания Альфа».

В апелляционной жалобе налоговый орган, ссылаясь на  неправильное применение судом норм материального права,  просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 марта 2015 года по делу № А65-28704/2014 отменить, в удовлетворении заявленных требований общества - отказать. Податель жалобы указывает на возможность применения в рассматриваемом случае измененной кадастровой стоимости  в целях определения налоговой базы по земельному налогу с 01.01.2014.

В материалы дела поступил отзыв общества на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 марта 2015 года по делу № А65-28704/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель налогового органа апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.

Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил апелляционный суд оставить без изменения судебный акт арбитражного суда первой инстанции.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 05.02.2014 заявителем в налоговый орган представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год с суммой к уплате в размере 3 764 367 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 16:52:090106:268 и 16:52:0790206:276, в размере рыночной, установленной вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда РТ от 14.06.2013 по делу № А65-1063/2013 и от 14.06.2013 по делу № А65-1062/2013. В ходе проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что в представленной декларации кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно.

В результате проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что в 2013 году земельный налог следовало исчислить, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 1102 от 24.12.2010, а не исходя из решения суда, вступившего в законную силу в 2013 году и сведений внесенных на его основании в кадастр в 2013 году.

Результаты проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 13.05.2014 № 258.

На основании акта проверки и представленных обществом возражений, налоговым органом принято решение о привлечении к налоговой ответственности № 531 от 02.09.2014, которым обществу доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 1 336 721 руб.

Не согласившись с решением ответчика, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по РТ. Решением от 29.10.2014 № 2.14-0-18/026094@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение ответчика оставлено без изменения и утверждено.

Считая, что решение ответчика нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, заявитель обратился в суд.

Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Плательщиками земельного налога, в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Исходя из пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).

Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316).

В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.

Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 № 165-О-О и от 01.03.2011 № 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.

Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее ? НК РФ) установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ? ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

 В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка ? либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости. Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 № 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.

При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее ? Закон № 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее ? кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее ? уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона № 221-ФЗ).

Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона № 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.

Судом установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2013 по делу № А65-1063/2013 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:52:090106:268, общей площадью 134 970 кв.м., расположенного по адресу город Набережные Челны, Промзона, между проездом №4 и проездом №2, указав ее равной рыночной стоимости в размере 67.034.200 рублей, что явилось основанием для внесения в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2013 по делу № А65-1062/2013 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:52:090106:273, общей площадью 40 000 кв.м., расположенного по адресу город Набережные Челны, Промзона, между проездом №4 и проездом №2, указав ее равной рыночной стоимости в размере 21.552.800 рублей, что явилось основанием для внесения в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.

Решения суда по делам № А65-1062/2013 и № А65-1063/2013 исполнены, кадастровая стоимость земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами в соответствии с решениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2013 внесена в кадастр 01.08.2013.

Как правомерно указал суд первой инстанции, поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащего обществу, установленная решением не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2013 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 01.08.2013. До указанной даты, в силу статьи 391 НК РФ и пункта 7 статьи 4 Закона № 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по делу n А55-27626/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также