Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015 по делу n А65-26951/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

29 мая 2015 года                                                                                          Дело №А65-26951/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2015 года

 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кувшинова В.Е., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,

с участием в судебном заседании:

представителя общества с ограниченной ответственностью «Татнефть-Самара» - Хабибуллина И.Н. (доверенность от 01.11.2014),

представитель Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в лице филиала № 10 – не явился, извещен надлежащим образом,

представитель Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан  – не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 27 мая 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 февраля 2015 года по делу №А65-26951/2014 (судья Абульханова Г.Ф.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Татнефть-Самара» (ОГРН 1091644003725, ИНН 1644057262), г. Альметьевск, Республика Татарстан,

к Государственному учреждению – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в лице филиала № 10, г. Казань,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:

Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань,

о признании недействительным постановления,

УСТАНОВИЛ: 

общество с ограниченной ответственностью «Татнефть-Самара» (далее – заявитель, общество, ООО «Татнефть-Самара») обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (уточненным и принятым судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в лице Филиала №10 (далее – Фонд социального страхования) о признании недействительным решения от 24.10.2014 № 32 в части доначисления и предложения уплатить страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях, связанных с применением повышенного тарифа в размере 7,4 %, а также соответствующие им суммы пени и штрафа (т.1 л.д.3-8).

Определением суда от 14.11.2014 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственное учреждение – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (т.1 л.д.1).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.02.2015 по делу №А65-26951/2014 заявленные требования удовлетворены.

Суд признал недействительным решение от 24.10.2014 № 32, принятое Государственным учреждением - региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Татарстан в части доначисления и предложения уплатить страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях, связанных с применением повышенного тарифа в размере 7,4 %, а также соответствующие им суммы пени и штрафа.

Суд обязал Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Татнефть-Самара», г.Альметьевск (т.3 л.д.117-120)

В апелляционной жалобе Фонд социального страхования просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.3 л.д.133-134).

Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей Фонда социального страхования, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования проведена проверка заявителя по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.

По итогам проверки составлен акт от 19.08.2014 №145-н/с (т.1 л.д.34-47) и вынесено решение от 22.09.2014 №120-нс, измененное решением вышестоящего органа - Государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования РФ по Республике Татарстан от 24.10.2014 №32, которым заявитель привлечен к ответственности за совершение правонарушения, выразившегося в неполной уплате страховых взносов в Фонд социального страхования, в связи с чем, заявителю доначислены взносы на сумму 11 155 745,85 руб., пени 1 338 782,27 руб. и наложен штраф в размере 2 231 144,14 руб. (т.1 л.д.17-33, 57-64).

Считая недействительным решение от 22.09.2014 №120-нс в части доначисления и предложения уплатить страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях, связанных с применением повышенного тарифа в размере 7,4 %, а также соответствующие им суммы пени и штрафа, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998  № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон №125-ФЗ) страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.

При этом в силу статьи 21 Закона № 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.

Частью 1 статьи 22 Закона № 125-ФЗ предусмотрено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.

В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона № 125-ФЗ правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение изложенной выше нормы Закона № 125-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 № 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска.

Пунктом 3 Правил определено, что классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, сформированная в соответствии с настоящими Правилами, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.

Пунктом 9 Правил предусмотрено, что основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.

Согласно пункту 11 Правил основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В силу пункта 2 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 № 55 (далее - Порядок), основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил, согласно которому основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, а для некоммерческой организации - тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.

В соответствии с пунктом 3 Порядка для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы:

а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку;

б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку;

в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).

Пунктом 4 Порядка подтверждения оговорено, что территориальный орган Фонда в двухнедельный срок с даты представления документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, уведомляет страхователя об установленном ему с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем классу профессионального риска основного вида экономической деятельности страхователя.

При этом пунктом 5 Порядка подтверждения установлено, что если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не позднее 15 апреля не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.

Аналогичная норма содержится и в пункте 13 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска.

Таким образом, из содержания пункта 5 Порядка следует, что установление заинтересованным лицом размера страхового тарифа, рассчитанного с учетом наиболее высокого класса профессионального риска, посредством направления страхователю уведомления предусмотрено законодательством только для случая непредставления документов в подтверждение вида осуществляемой деятельности страхователем, осуществляющим несколько видов деятельности.

Из содержания пункта 5 Порядка следует, что поскольку указанный пункт содержит указание на «осуществляемые виды деятельности», вид фактически осуществляемой деятельности предприятия не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности данного предприятия.

Согласно правовой позиции, сформулированной Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении Президиума от 05.07.2011 № 14943/10, вид фактически осуществляемой организацией деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности организации. Фондом социального страхования должны быть представлены доказательства, при наличии которых он приходит к выводу о фактически осуществляемой страхователем деятельности, позволяющей ему назначить размер страхового тарифа, соответствующий определенному классу профессионального риска.

В рассматриваемом случае основанием для доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях, связанных с применением повышенного тарифа в размере 7,4 %, а также соответствующие им суммы пени и штрафа послужили выводы Фонда социального страхования об осуществлении заявителем такого вида деятельности, как «Добыча сырой нефти и природного газа» (код ОКВЭД 11.10.). В соответствии с Классификацией видов экономической деятельности по классам профессионального риска, данный вид экономической деятельности отнесен к 30 классу профессионального риска, для которого страховой тариф на обязательное социальное страхование

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015 по делу n А72-9975/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также