Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 по делу n А55-24406/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

            ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45     www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected].

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

27 мая 2015 года                                                                                Дело № А55-24406/2014

 г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 20 мая 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено:  27 мая 2015 года

                                                                       

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,

судей Юдкина А.А., Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,

с участием:

от Министерства имущественных отношений Самарской области – представителя Сараева И.С., доверенность от 30.12.2014 года № 425,

от общества с ограниченной ответственностью «Энергобытобслуживание» - представителя Апанасевич Е.Ю., доверенность от 13.05.2015 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 3, дело по  апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 2015 года по делу № А55-24406/2014 (судья Филатов М.В.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Энергобытобслуживание», Самарская область, г. Самара,

к Министерству имущественных отношений Самарской области, Самарская область, г. Самара,

о признании незаконным решения и обязании,

                                                    УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Энергобытобслуживание» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик), о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе (исх. № 12-1/1730/14 от 12.09.2014) в предоставлении земельного участка? находящегося по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Управленческий, ул. Восьмого Марта, № 10, площадью 5 233,00 кв.м. под производственную базу, в собственность, о возложении на Министерство имущественных отношений Самарской области обязанности принять решение о предоставлении истцу земельного участка, находящегося по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Управленческий, ул. Восьмого Марта, № 10, площадью 5 233,00 кв.м. на праве собственности, в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 2015 года заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, жалобу - удовлетворить.

В обоснование доводов жалобы ссылается на допущенные судом нарушении норм материального права.

Указывает на то, что у заявителя при реконструкции изменяется объект права собственности, отличающийся размерами, планировкой, площадью, появляется новый объект недвижимости, право на который подлежит государственной регистрации.

Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, жалобу - удовлетворить.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Энергобытобслуживание» в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

ООО «Энергобытобслуживание» является собственником объектов недвижимости:

- нежилое здание, 1-этажный, общая площадь 398,7 кв.м., адрес объекта: Самарская область, г. Самара, Красноглинский р-н, ул. Восьмого Марта, №10, строение 1, кадастровый номер – 63:01:0316005:968, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 63-АЛ №258140 (взамен свидетельства серия 63-АБ №874422 от 19.01.2006);

- нежилое здание, 1-этажный, общая площадь 442,8 кв.м., инв.№ 36:401:002:000025800:0000., адрес объекта: Самарская область, г. Самара, Красноглинский р-н, п. Управленческий, ул. Восьмого Марта, №10, стр. 2, условный номер – 63-63-01/228/2005-750, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 63-АЛ №161832 (взамен свидетельства серия 63-АБ №874423 от 19.01.2006) (л.д.7,8).

02.05.2012 между ООО «Энергобытобслуживание» и Министерством имущественных отношений Самарской области заключен договор аренды земельного участка, с учетом дополнительного соглашения от 31.03.2014, общей площадью 5611,50 кв.м., отнесенного к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 63:01:03 17 003:569, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский р-н, п. Управленческий, ул. Восьмого Марта, №10, для использования под производственную базу, сроком по 22.11.2016 (л.д.32-33).

В договоре указано, что на земельном участке расположены принадлежащие Заявителю объекты недвижимого имущества, право собственности на которые подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.01.2006 серия 63-АБ №874423 и свидетельством – от 19.01.2006 серия 63-АБ №874422 (л.д.9-16).

30.06.2014 заявитель обратился в Министерство с заявлением о предоставлении части земельного участка площадью 5 233,00 кв.м. (площадь основного земельного участка 5611,50 кв.м. с кадастровым номером 63:01:03 17 003:569), расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский р-н, п. Управленческий, ул. Восьмого Марта, №10, в собственность за выкуп для размещения и эксплуатации производственной базы (л.д.5).

08.07.2014 заявитель в дополнение к ранее поданному заявлению представил в Министерство заявление о внесении изменений в ГКН, с просьбой о размежевании вышеуказанного земельного участка на два участка: один - площадью 5 233,00 кв.м. и второй – площадью 378,5 кв.м., находящийся в красных линиях. Заявление о размежевании земельных участков осталось без ответа со стороны Министерства.

17.09.2014 ООО «Энергобытобслуживание» получило уведомление Министерства об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка (л.д.54-55).

В качестве основания отказа указано на проведенную реконструкцию объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке, непредставление  заявителем документов, подтверждающих государственную регистрацию реконструированного объекта недвижимости (л.д.54-55).

Заявитель, полагая, что отказ является незаконным и нарушает его права, обратился с заявлением в суд.

Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.

Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.

Пунктом 1 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

В силу п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» предусмотрено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 11 исключительный характер на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.

Материалами дела подтверждается, что заявитель является собственниками объектов недвижимого имущества, расположенных на испрашиваемом земельном участке.

Оценив, представленные заявителями в министерство документы, суд верно указал, что заявителем приложены все документы? согласно Перечню документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденному приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 № 475.

Проверяя обоснованность формирования участка в заявленном размере на предмет соответствия статье 33 ЗК РФ суд установил следующее.

Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята данной недвижимостью и необходима для ее использования. В силу названных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на часть такого земельного участка.

При этом в пункте 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Кодекса, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Таким образом, предоставление земельного участка на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации возможно только при наличии на этом участке объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности (праве оперативного управления или хозяйственного ведения), при этом объем прав на землю ограничен положениями пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации.

По смыслу пункта 2 статьи 7, части 1 статьи 28, части 3 статьи 33, части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования, что соответствует правовой позиции, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 №13535/10 и от 27.01.2009 №12202/07, в соответствии с которой собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе, в заявленных целях.

Из представленного заявителем градостроительного обоснования, выполненного ООО «Горжилпроект», следует, что объект производственная база ООО «Энергобытобслуживание» имеет комплекс административно-бытового здания S2, вспомогательного корпуса S1 и прилегающей к ней территории. Эксплуатация данного объекта предусматривает функциональное зонирование территории с учетом технологических процессов, санитарно-гигиенических и противопожарных требований.

Из градостроительного обоснования следует, что использование испрашиваемого земельного участка под объекты производственно-складского назначения и площадок для отстоя спецтехники соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне и типовому перечню видов разрешенного использования земельных участков в указанной зоне и типовому перечню видов разрешенного использования приказа «Роснедвижимости»

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 по делу n А72-13445/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также