Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2015 по делу n А65-30801/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

19 мая 2015 года                                                                                          Дело №А65-30801/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2015 года

 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кувшинова В.Е., судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,

с участием в судебном заседании:

представителя индивидуального предпринимателя Набиуллина Фарида Масабиховича – Набиуллина Ф.М (доверенность от 12.12.2014 №16 АА 2024429),

представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Республике Татарстан – Ивановой Т.Д. (доверенность от 14.05.2015 №2.2-0-26/05115),

рассмотрев в открытом судебном заседании 18 мая 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Республике Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2015 года по делу №А65-30801/2014 (судья Сальманова Р.Р.),

по заявлению индивидуального предпринимателя Набиуллина Фарида Масабиховича (ИНН 164500251473, ОГРНИП 304164508600141),  п. Карабаш, Бугульминский район, Республика Татарстан,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Республике Татарстан, г. Бугульма, Республика Татарстан,

о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ: 

индивидуальный предприниматель Набиуллин Фарид Масабихович (далее – заявитель, предприниматель, ИП Набиуллин Ф.М.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Республике Татарстан (далее – инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России №17 по Республике Татарстан) от 10.10.2014 № 2.7-0-34/833 в части доначисления земельного налога за 2013 год, а также начисления соответствующих сумм пени и штрафа (л.д.3-4).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.02.2015 по делу №А65-30801/2014 заявленные требования удовлетворены частично.

Суд признал решение Межрайонной ИФНС России № 17 по Республике Татарстан о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения от 10.10.2014 № 2.7-0-34/833 недействительным в части начисления земельного налога за 2013 год в сумме 37705 руб., а также соответствующие пени и налоговые санкции, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.

Суд обязал Межрайонную ИФНС России № 17 по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Набиуллина Фарида Масабиховича (ОГРН 304164508600141, ИНН 164500251473).

В остальной части заявленных требований отказано (л.д.88-90).

В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции в полном объеме и принять по делу новый судебный акт (л.д.97-98).

Предприниматель апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

В судебном заседании представитель налогового органа поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.

Представитель предпринимателя отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве на нее.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:51:011801:0058, общей площадью 2174 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Лениногорск, ул. Чайковского, зд. 19А (свидетельство о государственной регистрации от 14.05.2012).

07.05.2014 заявителем в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год с суммой к уплате в размере 22440 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:51:011801:0058, в размере рыночной, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.01.2013 по делу №А65-27547/2013 (л.д.12-17).

В ходе проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что в представленной декларации кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно.

В результате проверки налоговый орган пришел к выводу, что в 2013 году земельный налог следовало исчислить предпринимателю исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 № 1102, а не исходя из решения суда, вступившего в законную силу в 2013 году.

Результаты проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 21.08.2014 № 2.7-0-34/805.

Рассмотрев акт проверки и представленные предпринимателем возражения, налоговым органом принято решение от 10.10.2014 № 2.7-0-34/833 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности, которым предпринимателю доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 45246 руб. и штраф в сумме 6529,20 руб. (л.д.18-22).

Не согласившись с решением налоговой инспекции, заявитель обратился с жалобой в Управление ФНС России по Республики Татарстан.

Решением Управления ФНС России по Республики Татарстан от 21.11.2014 № 2.14-0-19/02186зГ@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, а решение инспекции оставлено без изменения и утверждено (л.д.32-34).

Считая, что решение инспекции нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, заявитель обратился в суд.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, частично удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, ненормативный акт, решение и действие (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данный ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствует закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.

Плательщиками земельного налога, в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.

Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ.

Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.

Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 № 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.

При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона № 221-ФЗ).

Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона № 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 № 1102 «Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан» утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.

Согласно государственной оценки земельных участков, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:51:011801:0058, принадлежащего ИП Набиуллину Ф.М., на 01.01.2013 составляла 7 239 093,90 руб.

Судом первой инстанции установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.01.2013 по делу № А65-27547/2012 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:51:011801:0058, общей площадью 2174 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Лениногорск, ул. Чайковского, зд. 19А, равной его рыночной стоимости в размере 2400000 руб. (л.д.12-17), что явилось основанием для внесения в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.

Решение суда по делу № А65-27547/2012 исполнено, кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.01.2013 внесена в кадастр 06.03.2013 (л.д.67).

Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащего предпринимателю, установленная решением не подлежит применению при исчислении предпринимателем земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2013 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 06.03.2013. До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона № 221-ФЗ, налоговая

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2015 по делу n А65-30851/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также