Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2015 по делу n А65-29808/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

19 мая 2015 года                                                                            Дело № А65-29808/2014

г.Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2015 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,

при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:

от индивидуального предпринимателя Наумова Д.Л. – представитель не явился, извещен,

от Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстан – представителя Яргычова Л.В. (доверенность от 15 апреля 2015 года),

от третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан – представитель не явился, извещено,

Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Республика Татарстан – представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании 18 мая 2015 года апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 марта 2015 года по делу №А65-29808/2014 (судья Латыпов И.И.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Наумова Дмитрия Львовича, Республика Татарстан, г.Казань, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстан, Республика Татарстан, г.Набережные Челны, третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань,

о признании недействительным решения от 29 июля 2014 года № 1816,

 

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель Наумов Дмитрий Львович (далее -  предприниматель, заявитель, ИП Наумов Д.Л.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) от 29 июля 2014 года № 1816 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 марта 2015 года заявление удовлетворено частично, решение инспекции Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны № 1816 от 29 июля 2014 года о привлечении ИП Наумова Д.Л. к налоговой ответственности в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме, превышающей 36 437 руб., а также соответствующих сумм налоговых санкций и пеней признан недействительным. В удовлетворении остальной части требований отказано. На инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя.

В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. По мнению налогового органа, решение суда, определяющее кадастровую стоимость равной рыночной, не может распространяться на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере, так как устанавливает только юридический факт и вступает в законную силу в ином порядке, чем предусмотрено законодательством, и применяться к налоговым правоотношениям может только с очередного налогового периода.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заявителя и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления предпринимателя.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя налогового органа, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:52:100101:5, общей площадью 18451 кв.м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г.Набережные Челны, проезд Производственный, 45.

ИП Наумовым Д.Л. в налоговый орган была представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год с суммой к оплате 139 198 руб.

Заявитель при расчете земельного налога руководствовался решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 февраля 2013 года по делу №А65-3869/2012, указав, что кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 3 985 400 руб.

Однако налоговым органом расчет земельного налога за 2013 год рассчитан на основании постановления кабинета министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года № 1102 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан», в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:52:100101:5 указана в размере 33134121.29 рублей. В этой связи налоговый орган пришел к выводу о занижении обществом суммы налога за 2013 год на 109 308 руб.

В соответствии со ст.88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой был составлен акт № 1214 от 19 мая 2014 года, вынесено решение № 1816, которым заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 21861,60, и ему предложено уплатить сумму недоимки по земельному налогу в размере 109 308 руб., а также уплатить соответствующие суммы пени в размере 11708,26 руб.

Не согласившись с решением инспекции, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по Республике Татарстан. Решением УФНС России по Республике Татарстан от 12 сентября 2014 года решение Межрайонной ИФНС России по г.Набережные Челны № 1816 от 29 июля 2014 года было оставлено без изменения.

Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).

Частью 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316).

В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.

Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03 февраля 2010 года № 165-О-О и от 01 марта 2011 года № 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.

Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 ЗК РФ, согласно которому для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В статье 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.

Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01 марта 2011 года № 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.

При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Федерального закона № 221-ФЗ).

Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Федерального закона № 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.

В данном случае судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 февраля 2013 года по делу № А65-30869/2012 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:52:100101:5 в размере 3 985 400 руб. с обязанием внести в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельного участка.

Решение суда по делу № А65-30869/2012 исполнено, кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 февраля 2013 года внесена в кадастр 23 апреля 2013 года, что следует из письма филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан от 20 февраля 2015 года №2419-05.

Следовательно, расчет земельного налога за период с 01 января 2013 года по 30 апреля 2013 года (с учетом даты внесения в государственный кадастр новой кадастровой стоимости согласно сведениям, представленным Управлением Росреестра) и за период с 01 мая 2013 года по 30 июня 2013 года производится следующим образом: путем умножения кадастровой стоимости (руб.), налоговой ставки (%), поделенная на 12 месяцев и умноженная на

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2015 по делу n А72-13481/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также