Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 по делу n А55-26297/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

29 апреля 2015 года                                                                       Дело № А55-26297/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено  29 апреля 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,

судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,

с участием:

от Департамента управления имуществом городского округа Самара – Симкина А.С., доверенность от 13.01.2015г. № 14;

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области – извещен, не явился;

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 февраля 2015 года по делу № А55-26297/2014 (судья Харламов А.Ю.)

по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г.Самара,

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара,

о признании незаконным решения, 

 

УСТАНОВИЛ:

 

Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением от 05 ноября 2014 года, в котором, с учетом принятого судом в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изменения предмета заявленных требований (л.д. 73), отраженного в протоколе судебного заседания (л.д. 101 оборотная сторона), просил суд:

- признать незаконным решение от 11 июля 2014 года № 01/666/2014-629 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об отказе в проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости, нежилое помещение площадью 74,70 м2, расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Нагорная, д. 13;

- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента управления имуществом городского округа Самара путем проведения государственной регистрации права произвести государственную   регистрацию   права   муниципальной   собственности   на   объект

Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 февраля 2015 г. заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с выводами суда, Управление Росреестра по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, в удовлетворении требований отказать.

В апелляционной жалобе указывает, что постановление главы города Самара №557 от 04 июля 2003г. «О принятии в муниципальную собственность г. Самары общежитий от ЗАО «Жилищно-коммунальная контора)», явившееся основанием для включение спорного объекта в реестр муниципальной собственности, было издано после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (т.е. после 31.01.1998г.).

По мнению подателя жалобы, внесение имущества в реестр муниципальной собственности не свидетельствует о возникновении права.

Податель жалобы ссылается на то, что выписка из реестра объектов недвижимости, находящегося в собственности заявителя, сама по себе не может служить основанием для государственной регистрации, так как выписка из реестра не является правоустанавливающим документом, а лишь носит информационно-учетный характер, подтверждает факт внесения в реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности заявителя.

Податель жалобы считает, что для регистрации права собственности муниципального образования - г.о. Самара на указанное выше нежилое помещение необходимо зарегистрировать сначала права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу Закона о регистрации.

Также податель жалобы ссылается на то, что заявителем был пропущен предусмотренный законодательством срок на подачу оспариваемого сообщения об отказе в государственной регистрации права, причина пропуска срока не уважительная.

В судебное заседание представитель Управления Росреестра по Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие его представителя.

Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара считает решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, выслушав представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Департамент управления имуществом городского округа Самара посредством подачи заявления (л.д. 80, 81), к которому были приложены необходимые для осуществления испрашиваемой государственной регистрации документы (л.д. 79-90), обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в целях осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение, кадастровый номер 63:01:0719001:2126, площадью 74,70 м2, расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Нагорная, д. 13, по результатам рассмотрения которого, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области приняло решение об отказе в проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на данный объект недвижимости, оформленное Сообщением от 11 июля 2014 года № 01/666/2014-629 «Об отказе в государственной регистрации» (л.д. 7, 8).

Сообщение от 11 июля 2014 года № 01/666/2014-629 «Об отказе в государственной регистрации» содержит ссылку на положения абзацев 9, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и указание на то, что Департамент управления имуществом городского округа Самара не представил в регистрирующий орган заявление и иные документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие данного нормативного правового акта перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие данного Закона сделки с объектом недвижимого имущества, а также не представлены документы, необходимые дли государственной регистрации права.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Департамента управления имуществом городского округа Самара в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

При принятии решения об удовлетворении заявленных Департаментом требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Судом верно отмечено в решении, что материалами по данному делу подтверждается, что на государственную регистрацию Департаментом управления имуществом городского округа Самара были представлены все необходимые и надлежащим образом оформленные документы, а именно:

- выписка из реестра муниципального имущества от 28 мая 2014 года № 15-07­16/20873 (л.д. 52);

- кадастровый паспорт помещения от 13 мая 2014 года № 63000-102/14-337794 (л.д. 54-59);

- постановление Главы города Самары от 04 июля 2003 года № 557 «О принятии в муниципальную собственность г. Самары общежитий от ЗАО «Жилищно-коммунальная контора» (л.д. 12);

- письмо от 29 мая 2014 года № 15-07-16/21039 (л.д. 19).

Положениями Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не допускается истребование у соответствующего заявителя дополнительных документов, за исключением указанных выше, если представленные им документы отвечают требованиям законодательства Российской Федерации, а, следовательно, вывод Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о том, что у муниципального образования не возникло каких-либо прав на спорное имущество, в связи с его передачей, является необоснованным.

В пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП.

При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.

Материалами по настоящему делу подтверждается, что в качестве правоустанавливающего документа, свидетельствующего о возникновении права муниципальной собственности на испрашиваемый Департаментом управления имуществом городского округа Самара объект, последним на государственную регистрацию была представлена выписка из реестра муниципального имущества от 28 мая 2014 года № 15-07-16/20873 (л.д. 52), согласно которой, объект недвижимости -нежилое помещение, кадастровый номер 63:01:0719001:2126, площадью 74,70 м , расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Нагорная, д. 13, является муниципальной собственностью городского округа Самара, включен в реестр муниципального имущества - 04 июля 2003 года за номером 014293 на основании постановления главы города Самары от 04 июля 2003 года № 557 «О принятии в муниципальную собственность г. Самары общежитий от ЗАО «Жилищно-коммунальная контора» (л.д. 12).

В силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федераций на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» установлен перечень и порядок разграничения имущества на собственность Российской Федераций, субъектов Российской Федераций и муниципальную собственность.

Пунктом  2   указанного  Постановления   предусмотрена  передача   объектов государственной собственности, указанных в Приложении № 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), независимо от оформления их приема-передачи.

Кроме того, в пункте 1 Приложения 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федераций на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» перечислены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящиеся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, а именно: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7- процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Из диспозиции статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» следует, что основанием для государственной регистрации наличия права являются, в том числе, акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

Согласно выписки из реестра муниципального имущества от 28 мая 2014 года № 15-07-16/20873 (л.д. 52), объект недвижимости - нежилое помещение, кадастровый номер 63:01:0719001:2126, площадью 74,70 м2, расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Нагорная, д. 13, является муниципальной собственностью городского округа Самара и включен в реестр муниципального

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 по делу n А55-23371/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также