Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2015 по делу n А65-30300/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

            ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45     www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected].

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

27 апреля 2015 года                                                                             Дело № А65-30300/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 20 апреля 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено:  27 апреля 2015 года                                                                        

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,

судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,

с участием:

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан – представитель не явился, извещено,

от  открытого акционерного общества «Сетевая компания» - представителя Шагвалиева И.Р., доверенность от 30.12.2014 года,

от Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан  - представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 3, дело по  апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 февраля 2015 года по делу № А65-30300/2014 (судья Аппакова Л.Р.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Сетевая компания» (ОГРН 1021602830930; ИНН 1655049111), г.Казань, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г.Казань, при участии третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, г.Казань, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права, об обязании произвести регистрацию права аренды лесного участка,

                                                    УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Сетевая компания» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - ответчик) о признании незаконным отказа от 07.11.2014 №59/006/2014-377 в государственной регистрации права по Договору аренды от 12.08.2014г. №668, об обязании Управление Росреестра по РТ произвести регистрацию права аренды лесного участка общей площадью 0,03 га, имеющего месторасположение: РТ, Аксубаевский муниципальный район, квартал 6 выдел 1, Аксубаевского участкового лесничества, квартал 35 выдел 46, квартал 44 выдел 5, Ибрайкинского участкового лесничества Аксубаевского лесничества, квартал 91 выдел 30, квартал 101 выдел 9, квартал 102 выдел 26, квартал 109 выдел 32, Чебоксарского участкового лесничества Аксубаевского лесничества, номера учетной записи в государственном лесном реестре 28765-2014-08, 28766-2014-08, 28767-2014-08, по договору от 12.08.2014г. № 668, заключенного между ОАО «Сетевая компания» и Министерством лесного хозяйства РТ.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, г.Казань,

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 февраля 2015 года заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных к Управлению Росреестра по РТ требований в полном объеме, жалобу - удовлетворить.

В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

Указывает на отсутствие регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимости, указанный в качестве предмета договора аренды.

Арбитражным судом не учтен довод Управления Росреестра по РТ о том, что объекты аренды по договору невозможно идентифицировать, следовательно, такой договор считается незаключенным, то есть является ничтожной сделкой.

Открытое акционерное общество «Сетевая компания» апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.

Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан  апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.

Представитель открытого акционерного общества «Сетевая компания»  в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан  не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзывов, выступлений представителя заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. При этом исходил из следующего.

Порядок проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрен Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним согласно статье 2 Федерального закона № 122-ФЗ  - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.

Статья 4 Федерального закона № 122-ФЗ указывает, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах согласно статье 9 Федерального закона N 122-ФЗ.

Во исполнение Федерального закона N 122-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 18.02.1998 N219 утвердило Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с абзацем 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано, в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; (10) если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав. Документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства и не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

Согласно статье 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено Законом о регистрации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.

В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Согласно статье 18 Федерального закона № 122-ФЗ документы, представленные для регистрации, должны быть надлежащим образом оформлены, а также должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; дополнительные документы могут быть истребованы регистрирующим органом, если правоустанавливающие и другие приложенные документы содержат неясности, несоответствие или другие недостатки, которые могут быть устранены представлением дополнительных документов.

В соответствии со статьей 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.

Государственная регистрация договоров аренды лесных участков, договоров безвозмездного срочного пользования лесными участками в составе земель лесного фонда, приведенных в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, осуществляется без представления кадастровых планов или кадастровых паспортов лесных участков (при условии, если государственный кадастровый учет таких лесных участков не осуществлялся).

На основании статьи 7, части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, местоположение, границы и площадь которого определяются соответственно по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Таким образом, исходя из правил названных статей, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.

В порядке статьи 93 Лесного кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу пункта 1 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субъектам Российской Федерации переданы полномочия по ведению государственного лесного реестра; осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного надзора; организации использования лесов и их охраны; разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, субъектам Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.

В соответствии со статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 9 ч. 3 ст. 3 Закон РТ от 22.05.2008 № 22-ЗРТ «Об использовании лесов в Республике Татарстан», Положением о Министерстве лесного хозяйства Республики Татарстан, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.02.2007 года №38, предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов относится к полномочиям Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан.

Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан является органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственное управление в сфере использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов на территории РТ.

Лесным

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2015 по делу n А55-20101/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также