Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 по делу n А65-29197/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

23 апреля 2015 года                                                                     Дело А65-29197/2013

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена        22 апреля 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено          23 апреля 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:        председательствующего Корнилова А.Б.,

судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,                        с участием:

от Общества с ограниченной ответственностью «Прайм Фактор» - не явился, извещен,

от МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» - не явился, извещен,

от Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - не явился, извещен,

от Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании 22 апреля 2015 года апелляционные жалобы Муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» и Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.02.2015 года по делу № А65-29197/2013 (судья Гилялов И.Т.)

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Прайм Фактор»,

к МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета м.о. г. Казани» и Исполнительному комитету муниципального образования города Казани,

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета м.о. г. Казани

о признании незаконным отказа

УСТАНОВИЛ:

ООО «Прайм Фактор», г. Казань, обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнений) к Муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», г. Казань, (ответчик-1, комитет), Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (ответчик-2, исполком) в котором просило:

1) Признать отказ МУ КЗИО ИКМО г. Казани ООО «Прайм Фактор» в предоставлении земельного участка кадастровый номер 16:50:250259:158, площадью 5194 кв.м, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Тополевая, 57а в собственность незаконным.

2) Обязать Исполнительный комитет г. Казани принять в месячный срок решение о предоставлении ООО «Прайм Фактор» земельного участка кадастровый номер 16:50:250259:158, площадью 5194 кв.м, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Тополевая, 57а, в собственность.

3) Обязать КЗИО ИКМО г. Казани направить проект договора купли-продажи земельного участка кадастровый номер 16:50:250259:158, площадью 5194 кв. м, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Тополевая, 57а ООО «Прайм Фактор.».

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.04.2014г., оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014г., требования заявителя были удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19.09.2014г. решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.04.2014г. и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан. Основанием для возврата явилась необходимость исследовать обоснованность размера испрашиваемого в собственность земельного участка.

При новом рассмотрении, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 февраля 2015 года заявленные требования были удовлетворены.

В апелляционных жалобах Муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» и Исполнительный комитет муниципального образования города Казани просят суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований истца.

В материалы дела поступил отзыв ООО «Прайм Фактор» на апелляционные жалобы, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

В судебном заседании представители подателя жалобы, ответчиков и третьих лиц участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, общество является собственником объектов недвижимости: административно-бытового и производственного корпуса, а также административно-хозяйственного здания, расположенных по адресу: г. Казань, ул. Тополевая, д. 57А, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 04.03.2010 (т.1 л.д.9,11). Данные объекты недвижимости расположены в пределах земельного участка с кадастровым номером 16:50:250259:158, общей площадью 5194 кв.м., что не оспаривается ответчиками.

Общество в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в адрес комитета с заявлением исх. № 25 от 03.09.2013 (вх. 16425/кзио-вх от 03.09.2013) о предоставлении в собственность земельного участка площадью 5194 кв.м., кадастровый номер 16:50:250259:158, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Тополевая, 57А.

Письмом исх. 16012/КЗИО-ИСХ от 13.09.2013 (т.1 л.д.13) комитетом обществу было отказано в предоставлении указанного земельного участка в собственность со ссылкой на то, что запрашиваемый земельный участок частично расположен в пределах проектных красных линий ул. Тополевая, которые являются границами, отделяющими территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов, площадей.

Заявитель, полагая данный отказ комитета незаконным, нарушающим его права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона РФ от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом, при этом отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (п.3). Предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством (п.7).

В силу п. 8 данной статьи отчуждению в соответствии с указанным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель, в том числе: общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации; а также находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ) от 24.03.05 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено следующее. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.

Линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), границы земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги, являются красными линиями (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ). При этом согласно п.п. «а» п. 1 части 3 статьи 42 данного Кодекса красные линии включаются в основную часть проекта планировки территории, которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (ч. 4, 5 ст. 23 ГрК РФ).

В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Как следует из оспариваемого отказа, комитет указал на невозможность предоставления спорного земельного участка в собственность со ссылкой на то, что запрашиваемый земельный участок частично расположен в пределах проектных красных линий ул. Тополевая, которые являются границами, отделяющими территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов, площадей. Данную позицию комитета поддержало третье лицо по делу.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В подтверждение своих доводов ответчиками и третьим лицом в материалы дела представлены выкопировка из схемы функциональных зон, совмещенная со схемой градостроительного освоения территории на 2010, 2020, 2050 годы, выкопировка из карты зон градостроительных регламентов, схема размещения спорного земельного участка на топографической подоснове, топографическая съемка с нанесенными красными линиями (проектными).

Судом первой инстанции данные документы в качестве подтверждения правомерности отказа заявителю не были приняты, поскольку признаны ненадлежащими доказательствами.

В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

В соответствии с п. 5.2 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98) (утв. постановлением Госстроя РФ от 6 апреля 1998 г. N 18-30) разбивочный чертеж красных линий выполняется на топографической основе в масштабе 1:2000 или на кальке с дециметровой сеткой и имеет текстовую

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 по делу n А55-29321/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также