Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу n А72-12356/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

22 апреля 2015 года                                                                                   Дело № А72-12356/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2015 года

 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кувшинова В.Е., судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,

с участием в судебном заседании:

представителя индивидуального предпринимателя Соловьевой Викторины Александровны  -  до перерыва - Ферафонтова Д.В. (доверенность от 14.01.2015), после перерыва – представитель не явился, извещен надлежащим образом,

представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска  - до перерыва - Башмакова М.А (доверенность от 31.12.2014), после перерыва – представитель не явился, извещен надлежащим образом,

представитель Филиала Федерального Государственного бюджетного учреждения «ФКП Росреестра» по Ульяновской области  - до и после перерыва - не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 15 - 20 апреля 2015 года в помещении суда (с использованием системы видео-конференц связи) апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ульяновска

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 февраля 2015 года по делу №А72-12356/2014 (судья Пиотровская Ю.Г.),

по заявлению индивидуального предпринимателя Соловьевой Викторины Александровны (ОГРНИП 310732513800012, ИНН 732507975800)г.Ульяновск,

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска (ОГРН 1047301036639, ИНН 7325051145) г.Ульяновск,

третье лицо: Филиал Федерального Государственного бюджетного учреждения «ФКП Росреестра» по Ульяновской области, г.Ульяновск,

о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ: 

индивидуальный предприниматель Соловьева Викторина Александровна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Соловьева В.А.) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ) о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска (далее - инспекция, налоговый орган, ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска) от 30.06.2014 №36622 (т.1 л.д.2-4, 32).

Определением суда от 22.10.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области (т.1 л.д.57-58).

Решением Арбитражного суда  Ульяновской области от 10.02.2015 по делу № А72-12356/2014 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска от 30.06.2014 №36622 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2013 год в размере 1 283 770 руб., соответствующих сумм пени и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

В остальной части требования заявителя оставлены без удовлетворения (т.1 л.д.145-148).

В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении требований ИП Соловьевой В.А. полностью (т.2 л.д.3-5).

Предприниматель апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.

На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель налогового органа поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.

Представитель предпринимателя отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 15.04.2015 до 10 час. 10 мин. 20.04.2015, после перерыва рассмотрение дела продолжено.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 17.02.2014 ИП Соловьева В.А. представила в ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год.

В декларации налогоплательщиком заявлены налоговые обязательства за 2013 год по земельному налогу по двум земельным участкам: № 73:19:070601:170 - налог в размере 5 297 руб., № 73:19:070601:171 - налог в размере 88 219 руб.

При представлении налоговой декларации налогоплательщик исходил из того, что кадастровая стоимость земельного участка № 73:19:070601:170 составляет 1 765 640 руб., кадастровая стоимость земельного участка № 73:19:070601:171 составляет 29 406 496 руб.

Налоговый орган, проведя камеральную налоговую проверку представленной декларации, установил, что кадастровая стоимость земельного участка № 73:19:070601:170 составляет 59 150 946,28 руб., кадастровая стоимость земельного участка №73:19:070601:171 составляет 989 523 927,52 руб.

Кадастровая стоимость земельных участков установлена Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области».

Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области в налоговый орган представлены справки с указанной кадастровой стоимостью по состоянию на 01.01.2013 года.

До окончания камеральной налоговой проверки, налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год, в которой заявил налог к уплате по земельному участку № 73:19:070601:170 в размере 177 453 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 59 150 946,28 руб., что совпадает с данными налогового органа, установленными по итогам налоговой проверки.

По земельному участку № 73:19:070601:171 в уточнённой декларации налог заявлен к уплате в размере 767 823 руб., при этом налогоплательщик исходил из кадастровой стоимости земельного участка 255 940 860 руб., установленной в размере рыночной стоимости на основании решения Арбитражного суда Ульяновской области от 29.04.2013 по делу №А72-1501/2013.

Налоговый орган не согласился с позицией налогоплательщика о применении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной по земельному участку № 73:19:070601:171 в налоговом периоде 2013 год, и произвёл доначисления земельного налога в размере 2 200 749 руб., исходя из кадастровой стоимости 989 523 927,52 руб. (989 523 927,52 руб. * 0,3% = 2 968 572 руб. – 767 823 руб. = 2 200 749 руб.).

По результатам камеральной налоговой проверки представленной декларации  налоговым органом составлен акт от 16.05.2014 №406564 (т.1 л.д.73-75).

Рассмотрев материалы проверки, налоговым органом вынесено решением от 30.06.2014 № 36622 о привлечен налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 24 657,65 руб. (с учетом применения положений статей 112, 114 НК РФ и снижением санкций в 20 раз), начислены налог в сумме 2 200 749 руб. и пени в размере 100 606,71 руб. (т.1 л.д.6-10).

Предприниматель, посчитав решение инспекции необоснованным, обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС России по Ульяновской области.

Решением Управления ФНС России по Ульяновской области от 28.08.2014 № 07-07/09364 оставлено без изменения решение ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска, а жалобу предпринимателя без удовлетворения (т.1 л.д.11-14).

Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением, полагая, что позиция налогового органа о том, что кадастровая стоимость в размере рыночной может применяться для целей налогообложения только в следующем налоговом периоде (2014 года) нормативно не обоснована. С момента вступления решения Арбитражного суда Ульяновской области по делу №А72-1501/2013 в силу – 30.05.2013, должна применяться кадастровая стоимость земельного участка № 73:19:070601:171 в размере рыночной стоимости, установленной решением суда. До указанного периода налог должен исчисляться в соответствии с кадастровой стоимостью, установленной в постановлении Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 № 21-П.

Заявитель указывает, что в период с декабря 2010 года по ноябрь 2013 года Арбитражным судом Ульяновской области были введены обеспечительные меры в рамках дел А72-9999/2010, А72-5669/2012, А72-3721/2012, А72-4448/2013, которые препятствовали использованию земельных участков предпринимателем по их непосредственному назначению, в связи с чем, предприниматель должен быть освобождён от уплаты земельного налога на указанный период времени.

По мнению налогового органа, в спорном периоде налогоплательщик по участку №73:19:070601:171 должен применять кадастровую стоимость в размере 989 523 927,52 руб. руб., определенную Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 № 21-П, а решение суда действует только с 01.01.2014, исходя из положений статьи 391 НК РФ, статьи 24.20 Закона РФ №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».

Представитель третьего лица указывает, что кадастровая стоимость земельного участка №73:19:070601:171 равная рыночной стоимости в размере 255 940 860 руб., установленная решением суда считается актуальной с 01.11.2013, ввиду того, что определением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.04.2013 об обеспечении иска по делу №А72-4844/2013 ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Ульяновской области было запрещено совершать любые действия по внесению изменений в ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером № 73:19:070601:171.

На момент вступления в законную силу (30.05.2013) решения Арбитражного суда Ульяновской области по делу №А72-1501/2013 филиал не располагал сведениями об отмене обеспечительных мер, поскольку их действие было отменено только 01.11.2013, с момента принятия Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом постановления по делу №А72-4844/2013.

26.06.2014 принято решение об учете изменений объекта недвижимости №73:19:070601:171 в части сведений о стоимости земельного участка в размере 255 940 860 руб. Ранее кадастровая стоимость указанного земельного участка в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области» составляла 989 523 927 руб. 27 коп.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования частично, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, ненормативный акт, решение и действие (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данный ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствует закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.

Плательщиками земельного налога, в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статье 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.

Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ.

Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу n А65-18794/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также