Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2015 по делу n А55-7123/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

                                                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

13 апреля 2015 года                                                                                  Дело № А55-7123/2014

г. Самара

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Буртасовой О.И.,

судей Дёминой Е.Г., Морозова В.А.,

при ведении Матвеевой М.Н.,

от истца  - представитель не явился, извещен надлежащим образом,

от ответчика – представитель Кузнецов Д.И. (доверенность от 30.06.2014),

от третьего лица – представитель Никитина Н.В. (доверенность от 16.01.2015),

рассмотрев в открытом судебном заседании 09 апреля 2015 года                                                                              в зале № 2 апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер» в лице филиала ОАО «ТрансКонтейнер» на Куйбышевской железной дороге

на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 октября 2014 года  по делу  №А55-7123/2014 (судья Митина Л.Н.),

по иску общества с ограниченной ответственностью «Транстерминал» (ОГРН 1020203234380, ИНН 0278073700), Республика Башкортостан,  г. Уфа

к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», в лице Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (ОГРН 1037739877295, ИНН7708503727), г. Самара

с участием третьего лица: открытого акционерного общества «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер» в лице филиала ОАО «ТрансКонтейнер» на Куйбышевской железной дороге (ОГРН 1067746341024, ИНН 7708591995), г. Москва

о взыскании 543 998 руб. 42 коп.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

С учетом принятых судом первой инстанции уточнений, общество с ограниченной ответственностью «Транстерминал» (далее – истец), обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской железной дороги (далее – ответчик), о взыскании 543 998 руб. руб. 42 коп., в том числе: неосновательное обогащение - 521 727,56 рублей, проценты за неправомерное пользование чужими денежными средствами  - 22 270, 86 рублей.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 26.05.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО «ТрансКонтейнер».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 24 октября 2014 исковые требования  удовлетворены в полном объёме.

Не согласившись с принятым  судебным актом, третье лицо обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

            В качестве доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

            Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

От третьего лица открытого акционерного общества «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер» поступило ходатайство об изменении своего наименования: полное фирменное наименование общества – Публичное акционерное общество «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер», сокращенное наименование ПАО «ТрансКонтейнер».

В судебном заседании 20.01.2015 представитель третьего лица доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме по основаниям, в ней изложенным и настаивал на отмене обжалуемого решения.

Представитель ответчика не возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Представители истца возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на нее, и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015  рассмотрение дела отложено на 03.03.2015 в связи с удовлетворением ходатайства третьего лица и ответчика.

В судебном заседании 03.03.2015 представитель третьего лица доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме по основаниям, в ней изложенным и настаивал на отмене обжалуемого решения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.

Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 рассмотрение дела отложено на 09.04.2015 г.

В судебном заседании 09.04.2015 представитель третьего лица доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика не возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в его отсутствие.

Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Самарской области от 24 октября 2014 года  по делу  №А55-7123/2014 подлежащим отмене по следующим основаниям

Как следует из материалов дела, 23.03.2009 между ОАО "РЖД" и ООО "Транстерминал" (клиент) заключен договор на организацию расчетов № 6Р/14  (далее – договор), регулирующий взаимоотношения сторон, связанных с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, а также иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозках грузов железнодорожным транспортом, оплату которых осуществляет клиент.

В период с ноября 2013 года по декабрь 2013 года с единого лицевого счета ООО «Транстерминал» №1000422180, ОАО «РЖД» были списаны денежные средства в сумме 521 727 руб. 56 коп., с учетом НДС 18 % в качестве сбора за погрузочно-разгрузочные работы с универсальными контейнерами по накопительным ведомостям формы ФДУ-92 ВЦ №№ 011123, 011124, 051112, 051113, 061131, 061132, 071124, 071125, 081120, 081121 , 111119, 111120, 121120, 121121, 131113, 131114, 141115, 141116, 151118, 151119, 181123, 181124, 191126, 191127, 201122, 201123, 211114, 211115, 221121. 221122 , 251117 , 251118, 261119. 261120 , 271120 , 271119 , 281119, 281120, 291128, 291129, 021216, 021218, 021225, 021226, 031224, 031223, 041211, 041212, 051229, 051230, 061220, 061221, 091219, 091220, 101216, 101217, 111235, 111236, 121226, 121227, 131214, 131215, 161217, 161218, 161219, 171216, 171217, 181218, 181220, 191217, 191218, 201217, 201218, 231208,231209, 241220, 241221, 251215, 251216, 261226, 261227, 271226, 271227, 301206, 301208, 301209, 301210.

На основании накопительных ведомостей формы ФДУ-92  ВЦ   составлены акты оказанных услуг, которые проведены по представленным ОАО «РЖД» счетам-фактурам.

Считая, что ответчик в отсутствии правовых оснований, с применением завышенных тарифов списал с лицевого счета № 1000422180, открытого для взаиморасчетов между сторонами по договору денежные средства в общей сумме 521 727 руб. 56 коп., истец направил  ОАО «РЖД» претензии о возврате спорной суммы.

Оставление претензий без удовлетворения послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности и доказанности заявленных исковых требований.

Повторно рассматривая дело, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение подлежащим отмене, в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования.

Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.

Действие Устава распространяется также на перевозки грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования (статья 1 Устава).

Согласно определению, содержащемуся в статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее – Закон № 17-ФЗ), перевозочный процесс - это совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.

В соответствии с Разъяснением ФСТ России № ЕВ-83/10 от 15.01.2010 перечнем работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643, не предусмотрены услуги по погрузочно-разгрузочным работам с контейнерами в местах общего пользования. Тарифы, сборы на выполнение данных работ не подлежат государственному тарифному регулированию.

В силу пункта 2 статьи 8 Закона № 17-ФЗ  тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии  с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.

В этой связи ОАО "РЖД" распоряжением от 31.01.2005 N 119р утвердило Единый перечень работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов, действующим в момент возникновения спорных правоотношений.

Указанным распоряжением установлено, что сборы за погрузочно-разгрузочные работы взимаются по ставкам Тарифного руководства № 3, утвержденного Постановлением ФЭК Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/15 (далее – Тарифное руководство № 3).

Пунктом 2.3.1. Тарифного руководства № 3 предусмотрено, что за погрузку и выгрузку грузов, а также контейнеров в вагоны и на автомобили средствами железных дорог в местах общего пользования с грузоотправителей и грузополучателей взимаются сборы в размерах, указанных в таблице №  4 настоящего Тарифного руководства.

Статьей 21 Устава предусмотрено, что погрузка порожних или груженых контейнеров в вагоны, а также выгрузка из них таких контейнеров в местах общего пользования обеспечивается перевозчиками за счет грузополучателей с ее оплатой по соглашению сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Перевозчики, владельцы инфраструктур, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели при наличии соответствующих погрузочно-разгрузочных машин и приспособлений могут принимать на себя по договору с грузоотправителями, грузополучателями выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

В  соответствии с условиями заключенного между ОАО «ТрансКонтейнер» и ОАО «РЖД» договором от 31.07.2006 № 26/417 о порядке взаимодействия ОАО «РЖД» и ОАО «ТрансКонтейнер» на контейнерных терминалах, принадлежащих ОАО «ТрансКонтейнер» (далее - договор № 26/417), третье лицо осуществляет некоторые юридические и иные действия от имени и за счет ОАО «РЖД», в том числе начисление провозных платежей, сборов и плат по действующим тарифам; составление (ведение) учетных и отчетных документов (учетной карточки, накопительной ведомости); выполняет погрузочно-рагрузочные работы и др.

Контейнерный терминал на станции Черниковка Куйбышевской железной дороги принадлежит ОАО «ТрансКонтейнер» и  при исполнении функций ОАО «РЖД» на контейнерном терминале на станции Черниковка работники ОАО «ТрансКонтейнер»  осуществляют погрузочно-разгрузочные работы, начисление сборов за погрузочно-разгрузочные работы, в том числе и по лицевому счету ООО «Транстерминал» 100422180, открытый в Самарском ТехПД на основании договора, заключенного между сторонами, путем составления накопительной ведомости формы ФДУ-92.

Накопительная ведомость формы ФДУ-92 составляется для начисления сборов и плат за работы и услуги, оказываемые ОАО «РЖД» при перевозке грузов (п.п. 1 п. 4.15 «Форма ФДУ-92 «Накопительная ведомость» Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности, утв. Распоряжением ОАО «РЖД» № 333-р от 01.03.2007) .

Из материалов дела следует, что погрузочно-разгрузочные работы производились в отношении перевезенных ответчиком универсальных контейнеров.

В пункте 2 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 № 30 (далее – Правила № 30), определено, что универсальный контейнер (далее - контейнер) - унифицированная грузовая единица, предназначенная для перевозки тарных и штучных грузов, представляющая собой стандартизированную по максимальной массе брутто, габаритным размерам конструкцию, снабженную стандартизированными по форме, содержанию, месту размещения надписями, табличками и оборудованную приспособлениями для закрепления на различных видах транспортных средств и механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Контейнеры подразделяются на среднетоннажные и крупнотоннажные. Среднетоннажный контейнер - контейнер с максимальной массой брутто, равной или большей 3 тонн,

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2015 по делу n А55-22542/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также