Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 по делу n А55-15373/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

 

09 апреля  2015 года                                                                     дело № А55-15373/2013

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена  02  апреля  2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено   09  апреля  2015 года 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Дёминой Е.Г., судей Серовой Е.А., Шадриной О.Е.,

при ведении протокола судебного заседания Храмовой О.А.,

с участием:

от истца открытого акционерного общества "Нефтегорская теплоэнергетическая компания" – представитель Войтовский В.И., доверенность от 12.01.2015, представитель Суркова Н.В., доверенность 12.01.2015,

от ответчика муниципального унитарного предприятия Нефтегорского района "Управляющая компания" – представитель Ушакова Е.Н., доверенность от 12.01.2015,

от третьего лица администрации муниципального района Нефтегорский – представитель Лопутнёва Л.В., доверенность от 14.04.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале № 2 апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Нефтегорского района "Управляющая компания" на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2014 по делу № А55-15373/2013 (судья Рысаева С.Г.)

по иску открытого акционерного общества "Нефтегорская теплоэнергетическая компания" (ОГРН 1096377000345, ИНН 6377011053)

к муниципальному унитарному предприятию Нефтегорского района "Управляющая компания" (ОГРН 1066377022634, ИНН 6377009093),

третье лицо: администрация муниципального района Нефтегорский,

о взыскании 6 466 678 руб. 37 коп.

 

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество "Нефтегорская теплоэнергетическая компания" (далее – истец, ОАО "Нефтегорская теплоэнергетическая компания") обратилось в Арбитражный суд Самарской области  с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ) к Муниципальному унитарному предприятию Нефтегорского района "Управляющая компания" (далее – ответчик, МУП "Управляющая компания") о взыскании задолженности за оказанные услуги теплоснабжения в период с августа 2010 года по декабрь 2010 в сумме 6 466 678, 37 руб.

Решением Арбитражного суда  Самарской области от 24.12.2013, оставленным без изменения  постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2014,  заявленные  требования оставлены без удовлетворения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа  от 10.07.2014  вышеуказанные судебные акты отменены, дело направлено   на новое рассмотрение  в суд первой инстанции. При этом  суд кассационной инстанции указал, что истец не вправе самостоятельно определять количество проживающих (зарегистрированных) в жилых домах граждан методом, не определенным действующим законодательством.  Судами    первой и апелляционной инстанции  не проверен расчет истца на  соответствие его требованиям действующего законодательства.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2014  исковые требования удовлетворены. С МУП Нефтегорского района "Управляющая компания" в пользу ОАО "Нефтегорская теплоэнергетическая компания"  взыскано  6 466 678,37 руб.  задолженности за оказанные услуги теплоснабжения в период с августа 2010 года по декабрь 2010 года,  расходы по  уплате государственной пошлины  в  размере  55 333,38 руб. и проценты на случай неисполнения судебного акта. Истцу  из федерального  бюджета возвращена государственная пошлина  в размере 21 495, 80 руб.

Ответчик не согласился с принятым  судебным актом. В уточненной  апелляционной  жалобе,  ссылаясь  на неправильное применение судом первой инстанции  норм материального и  процессуального права, просит решение отменить,  принять по делу  новый судебный акт, которым заявленные требования оставить без удовлетворения.

В обоснование своих доводов заявитель жалобы указал, что он не согласен с представленным истцом расчетом. Данные о численности зарегистрированных граждан, представленных истцом  в списках лицевых счетов по прямым договорам не подтверждены  доказательствами, а именно справками о составе семьи по указанным адресам, выданным именно уполномоченным на ведение  регистрационного учета граждан организациями или органами. То же самое  и в отношении  данных о численности граждан, зарегистрированных  в четырех общежитиях.

Представленный в материалы дела  договор с  АУ"Нефтегорск-сервис" также не позволяет определить  количество зарегистрированных  граждан, так как в договоре содержится  только объем коммунального ресурса.  

Запрос о численности  проживающих граждан сделан судом первой инстанции  не в корректной форме,  так как ответчик управляет только 144 домами, тогда как по состоянию на 01.01.2011    в городе расположено  452 жилых дома с численностью  19 618 человек, что подтверждено письмом администрации г.п. Нефтегорска № 3057 от 16.12.2013,  приобщенным к материалам дела  17.12.2013.

Кроме того, истец   не вправе в одностороннем порядке  изменять существенные условия  договора, а именно пересматривать в сторону увеличения  договорный объем на горячее водоснабжение.

В судебном заседании  представители ответчика  и третьего лица  доводы, изложенные в апелляционной  жалобе, поддержали.

Представители истца отклонили жалобу  по основаниям, изложенным в отзыве.                   Проверив  материалы дела,  ознакомившись с отзывами истца и третьего лица,   выслушав представителей сторон, третьего  лица,  оценив доводы  апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами,  суд апелляционной  инстанции установил.

Между сторонами  заключен  договор №363/т от 31.12.2009 на оказание коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению в соответствии с  которым  энергоснабжающая организация обязуется оказывать абоненту (ответчику) услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению в соответствии с согласованным планом теплоснабжения, а абонент обязуется принять оказанные услуги и оплатить их согласно условиям   договора.

Пунктом 2.12 договора предусмотрена обязанность абонента ежемесячно, в срок с 20 по 25 число текущего месяца предоставить в отдел сбыта теплоснабжающей организации в письменном виде показания приборов учёта либо данные о расчётном потреблении тепловой энергии. При непредставлении данных в указанный срок теплоснабжающая организация в одностороннем порядке оформляет акт на оказание услуг теплоснабжения в соответствии с объемами, указанными в приложении №1 к договору.

Истец указал, что   в спорный период объём на горячее водоснабжение, заявленный абонентом, составил 176 468,93 кв.м., что  подтверждается   актами  выполненных работ и выставленными  счетами –фактурами (  т.1, л.  52-61).

В спорный период  приборы учёта количества тепловой энергии и горячей воды в обслуживаемых абонентом жилых домах отсутствовали, что сторонами не оспаривалось. 

Согласно расчету истца, объём потребленной горячей воды за спорный период (с августа 2010 года по декабрь 2010 года) составил 79 148,41 куб.м. (рассчитан с применением норматива потребления горячей воды для населения муниципального района Нефтегорский в размере 3.3 куб.м. на одного человека, утвержденного решением собрания представителей муниципального района Нефтегорский Самарской области от 25.11.2009 № 460 "Об уплате гражданами помещений, коммунальных услуг в муниципальном районе Нефтегорский" и численности населения 19 166 человек.

Задолженность за оказанные услуги теплоснабжения в период с августа 2010 года по декабрь 2010 года, согласно расчету  истца, составляет 6 466 678,37 руб.

Возражая против удовлетворения заявленных требований ответчик указал, что  договорный объём был определён сторонами согласно условиям договора №363/т от 31.12.2009  на оказание коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению и составляет 176 468,93 м.куб., который был ответчиком оплачен, с численностью  населения, указанной  истцом  не согласен, поскольку она не соответствует  действительной численности граждан проживающих в домах.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).

В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, водой и другими товарами, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Согласно пункту   1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ)  размер платы за коммунальные услуги определяется на основании приборов учета, а при их отсутствии - на основании нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления.

Согласно статье 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, теплоснабжение. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

Постановлением  Правительства  Российской Федерации  от 23.05.2006 № 307 утверждены  Правила предоставления  коммунальных услуг гражданам ( далее- Правила № 307), в соответствии  с которыми  внесены изменения в  правовое  регулирование отношений  между  ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями   (исполнителями коммунальных услуг), связанных  с приобретением коммунальных ресурсов.

В силу пункта 8 Правил № 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведения (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным актам.

Таким образом, к отношениям сторон применяются  положения Жилищного кодекса и вышеуказанных Правил.  

В подпункте "б" пункта 19 Правил № 307 закреплено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учёта размер платы за холодное водоснабжение определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения № 2 к Правилам, согласно которому исчисление платы осуществляется исходя из: количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.); норматива потребления холодной воды в месяц на одного человека (м?); тарифа на холодное водоснабжение (руб./м?).

Таким образом, вопрос о методе определения количества потребленного коммунального ресурса – ГВС при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных уполномоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам при расчете размера платы за коммунальные услуги.

Согласно пункту 15 Правил № 307   размер платы за горячее водоснабжение, водоотведение, отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством. В случае если исполнителем услуг является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем горячей воды, услуг водоотведения, тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Факт поставки истцом на объекты ответчика горячей воды в спорный период  ответчиком не оспорен.  

В ходе рассмотрения  дела  истец уточнил  расчет задолженности (т.3, л.8) для определения размера платы за поставленный коммунальный ресурс, исходя  из численности  населения города Нефтегорска по состоянию на 01.01.2011 взятой  истцом из ответа Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области от 15.11.2013 № 64/996-Др на запрос суда,   справки от 24.07.2013 № 1/24 Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области отдела свободных статистических работ по Нефтегорскому району, письма администрации городского поселения Нефтегорск от 25.01.2013 № 69  (т.1, л. 71, 118).

При новом рассмотрении дела  истец ранее представленный расчет поддержал и просил взыскать  с ответчика  6 466 678,37 руб.  задолженности за оказанные услуги теплоснабжения в период с августа 2010 года по декабрь 2010.

Суд первой инстанции, выполняя указания суда кассационной инстанции,  направил  определение  от 01.09.2014 в Управление Федеральной миграционной службы по Самарской области об истребовании сведений о численности постоянного населения в г.Нефтегорске.

Из ответа   Управления Федеральной миграционной службы по Самарской области от 28.10.2014  №52/1653  следует, что  численность населения г. Нефтегорска на 01.01. 2010  составила  19 166 человек, на 01.01. 2011- 19 168 человек (т.4, л. 120).

Признав  представленный истцом расчет обоснованным,  суд первой   инстанции пришел к выводу о доказанности заявленных  требований, при этом суд исходил из того,  что  истец при расчёте объёмов потреблённых ответчиком коммунальных ресурсов использовал представленные органом миграционной службы сведения о численности населения и не

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 по делу n А55-14451/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также