Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 по делу n А55-18912/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г.Самара, ул.Аэродромная, 11А, тел.273-36-45, e-mail: [email protected], www.11aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

09 апреля 2015 года

г. Самара

Дело № А55-18912/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2015 года

Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Балакиревой Е.М., судей Пышкиной Н.Ю., Романенко С.Ш.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Караман А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 31 марта – 02 апреля 2015 года в зале № 6 апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 декабря 2014 года, принятое по делу № А55-18912/2014 (судья Разумов Ю.М.),

по иску общества с ограниченной ответственностью «Дом-75» (ОГРН 1026301157849) к Министерству строительства Самарской области (ОГРН 1056315900134) о взыскании 554 476 руб. 66 коп.,

и по встречному иску  Министерства строительства Самарской области (ОГРН 1056315900134) к обществу с ограниченной ответственностью «Дом-75» (ОГРН 1026301157849)  о взыскании 1 646 945 руб. 20 коп.,

 

с участием в судебном заседании:

от ООО «Дом-75» – представитель Дмитриев С.Д. по доверенности от 10.03.2014,

от Министерства строительства Самарской области – представитель Арутюнян Л.Б. по доверенности от 16.04.2014 (до перерыва), представитель Дейер Н.В. по доверенности от 24.11.2014,

установил:

          общество с ограниченной ответственностью «Дом-75» (далее – истец, ООО «Дом-75») обратилось в арбитражный суд к Министерству строительства Самарской области (далее – ответчик, Министерство) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о взыскании 554 476  руб. 66 коп. неосновательного обогащения в виде излишне оплаченной арендной платы по договору аренды земельного участка № 449 от 10.12.2008 за период с 01.08.2011 по 31.12.2013.

          Определением суда от 20.11.2014 принят к производству встречный иск  Министерства о взыскании с ООО «Дом-75» 1 646 945 руб. 20 коп., из которых 1189634,58 руб. задолженность по договору аренды земельного участка № 449 от 10.12.2008 за период с  01.08.2011 по 31.12.2013, 457310,62 руб. пени за период с 11.08.2011 по 31.12.2013 (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

          Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 декабря 2014 первоначальный иск удовлетворен. С Министерства в пользу ООО «Дом-75» взыскано 554 476 руб. 66 коп. неосновательного обогащения и 14089 руб. 35 коп. расходов по государственной пошлины. В удовлетворении  встречного иска отказано.

          Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении встречных исковых требований и об отказе в удовлетворении первоначального иска, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значения для дела, а также на неправильное применение норм материального права.

          В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что судом первой инстанции не применен закон, подлежащий применению к спорным отношениям. Пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлен минимальный уровень ставок арендной платы в размере 2,5 и 5 процентов от кадастровой стоимости земельного участка. Поскольку земельный участок предоставлен истцу в аренду в порядке предварительного согласования места размещения объекта, а по истечении трех лет с момента заключения договора объект в эксплуатацию не сдан, размер арендной платы в спорном периоде не может быть менее пяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка.

Определением от 03.03.2015 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в соответствии с пунктом 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложил судебное разбирательство на 31.03.2015.

Распоряжением заместителя председателя Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда Карпова В.В. от 31.03.2015 в судебном составе произведена замена судьи Терентьева Е.А. в связи с нахождением его в отпуске на судью Романенко С.Ш. В связи с изменением состава суда рассмотрение дела начато сначала.

В судебном заседании 31.03.2015 представитель Министерства доводы апелляционной жалобы поддержал и просил ее удовлетворить. Заявил ходатайство о замене истца по делу Министерства строительства Самарской области на администрацию городского округа Самара, которой переданы полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области.

          Представитель ООО «Дом-75» с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

31.03.2015 в судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 12 час. 10 мин. 02.04.2015. Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда. После перерыва судебное заседание продолжено в прежнем составе суда.

Представители сторон поддержали ранее изложенные в судебном заседании позиции.

Судебная коллегия, рассмотрев ходатайство Министерства о процессуальном правопреемстве, отказывает в его удовлетворении, поскольку требования сторон в рамках настоящего дела заявлены за период с 01.08.2011 по 31.12.2013, когда уполномоченным органом по взысканию и администрированию платежей за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Самарской области было Министерство строительства Самарской области (в отношении земель, предоставленных для строительства). Кроме этого, Министерством не предоставлены доказательства передачи полномочий по требованию о взыскании платы за пользование земельными участками, государственная собственность в отношении которых не разграничена, на территории Самарской области в период до 01.03.2015.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе Министерства, выслушав сторон, арбитражный апелляционный суд установил.

На основании приказа Министерства строительства и ЖКХ Самарской области от 27.11.2008 № 453-п между Министерством (арендодатель) и ООО «Дом-75» (арендатор) заключен договор № 449 аренды земельного участка от 10.12.2008, по условиям которого арендодатель предоставил арендатору на условиях аренды земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 63:01:00 00 000:0552, общей площадью 5080,30 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Алексея Толстого, для строительства жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями, подземной автомобильной стоянкой и здания трансформаторной подстанции.

Согласно пунктам 3.1, 3.2 договора, его условия распространяются на отношения, возникшие между сторонами с 26.09.2005, срок действия договора истекает 26.09.2010.

Договор зарегистрирован 08.06.2009 в установленном Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» порядке и в порядке, предусмотренном статьями 131, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Земельный участок передан ответчику по акту приема-передачи.

Согласно пунктам 4.2 и 4.5 договора, арендатор обязуется вносить арендную плату за право пользования земельным участком в размере, определенном в соответствии с расчетом арендной платы (приложение № 2), за каждый месяц не позднее десятого числа текущего месяца.

Пунктом 4.4 договора определено, что арендная плата может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в случае внесения изменений в правовые нормы, регулирующие размер платы за пользование землей.

Дополнительным соглашением № 2 от 27.01.2011 стороны внесли изменения в договор аренды земельного участка, в том числе установили, что срок действия договора истекает 27.09.2017.

Истец, полагая, в нарушение норм права, регулирующих арендные отношения, и условий договора № 449 аренды земельного участка от 10.12.2008 за период с 01.08.2011 по 31.12.2013 перечислил арендную плату в большем объеме, обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с Министерства неосновательного обогащения в сумме 554 476  руб. 66 коп.

Министерство в свою очередь, полагая, что у ООО «Дом-75» имеется задолженность по арендной плате за указанный период в сумме 1 189 634 руб. 58 коп. и пени в сумме 457 310,62 руб., обратилось с встречным иском.

Удовлетворяя первоначальные исковые требования и отказывая в удовлетворении встречных, суд первой инстанции дал надлежащую оценку обстоятельствам дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.

Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) определяет, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В пункте 1 статьи 614 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).

В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Поскольку в силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды земельного участка относится к категории регулируемых цен, органы государственной власти и местного самоуправления вправе изменять ставки арендных платежей, которые используются при определении объема обязательств по оплате за пользование земельным участком.

В этой связи увеличение размера арендной платы в результате изменения таких ставок публичным собственником земельного участка в соответствии с предоставленными полномочиями не является с его стороны нарушением условий договора о согласованном размере арендной платы.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.04.2012 № 15837/11 отметил, что принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативно-правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы, влечет изменение условий договора арендной платы без внесения изменений в его текст.

На возможность изменения базовых ставок, без изменения методики расчетов, согласованной сторонами заключенного договора, указано и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2011 № 1709/11.

Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон к Земельному кодексу) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (действующее с 04.08.2009, далее - Постановление № 582).

В соответствии с правовой позицией, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.04.2012 № 15837/11, к  основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей. Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.

Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 по делу n А55-15373/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также