Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 по делу n А55-8877/2013. Отменить решение, Принять отказ от иска, Прекратить производство по делу (ст. 49, 150, 151, 269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

        

07 апреля 2015 года                                                                                   Дело № А55-8877/2013

г. Самара

Резолютивная часть  постановления  объявлена  31 марта 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено  07 апреля 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Романенко С.Ш.,

судей Балакиревой Е.М., Пышкиной Н.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Караман А.С.,

    при участии в заседании:

от заявителя апелляционной жалобы - ОАО "Предприятие тепловых сетей" - представитель Родомакина Н.В., представитель по доверенности № 14 от 12.01.2015,

от ответчика - Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области - Мокшин Ю.А. представитель по доверенности от 21.02.2013,

от ответчика - Министерства управления финансами Самарской области - представитель Медведкина М.В. по доверенности от 30.12.2014 № 127,

от третьего лица - ОАО «Волжская ТГК» - представить Иванова Е.В. по доверенности       № 74 от 06.05.2014,

от третьего лица - Администрации г.о.Самара – представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале № 6 дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Предприятие тепловых сетей"

на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 сентября 2013 года по делу        № А55-8877/2013 (судья Селиваткин П.В.)

по иску закрытого акционерного общества "Предприятие тепловых сетей" (ОГРН 1026300955284; ИНН 6315530348), г.Самара,

к Самарской области в лице Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара, (ОГРН 1116316005519; ИНН 6316165994), Министерству управления финансами Самарской области, г. Самара, (ОГРН 1026300972444; ИНН 6315802231),

с участием третьих лиц:

открытого акционерного общества «Волжская ТГК»,

Администрации г.о.Самара,

о взыскании 189 428 770 руб. 93 коп.,

У С Т А Н О В И Л:

Закрытое акционерное общество "Предприятие тепловых сетей" обратилось в Арбитражный суд с иском (с учетом уточнений) к Самарской области в лице Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Министерству управления финансами Самарской области о взыскании за счет казны Самарской области убытков в размере 654875150 руб. 46 коп. за 2012 год.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 сентября 2013 года по делу № А65-8877/2013 в удовлетворении исковых требований отказано.

Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области возвращены денежные средства в размере 90 000 руб., перечисленные на депозитный счет Арбитражного суда Самарской области по платежному поручению № 3472 от 08.07.2013 в счет оплаты экспертизы.

Не согласившись с принятым  судебным актом, ОАО «ПТС» обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Министерство энергетики и ЖКХ Самарской области и Министерство управления финансами Самарской области в отзывах на апелляционную жалобу просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

На основании заявления ОАО «ПТС» вследствие смены организационно-правовой формы общества наименование истца следует изменить с ЗАО «ПТС» на ОАО «ПТС».

В судебном заседании 26.11.2013 представитель открытого акционерного общества "Предприятие тепловых сетей" заявил ходатайство о назначении судебной экспертизы, в связи с чем просил суд предоставить время для получения возможности оформить заявленное ходатайство надлежащим образом.

В судебном заседании 26.11.2013 в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 03.12.2013 до 14 часов 40 минут, после чего судебное заседание продолжено.

03.12.2013 судебное разбирательство было отложено на 17.12.2013, 16 час 20 мин.

17.12.2013 судебное разбирательство было отложено на 16.01.2014, 16 час 30 мин.

В судебном заседании 16.01.2014 в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 23.01.2014 до 12 часов 10 минут, после чего судебное заседание продолжено.

23.01.2014 суд, изучив материалы дела, выслушав участников процесса, пришел к выводу о том, что для проверки объемов тепловой энергии и теплоносителя, которые были фактически потреблены многоквартирными домами, подключенными к сетям истца, и объемов, которые были оплачены исходя из нормативов потребления коммунальной услуги «горячее водоснабжение», требуются специальные познания, в связи с чем была назначена экспертиза.

Проведение экспертизы  поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью «Научно производственное объединение «Энерготехпроект»  Якубчик Анне Владимировне, Арефьеву Ростиславу Игоревичу, Половниковой Ларисе Анатольевне.

Производство по делу было приостановлено.

16.04.2014 производство по делу возобновлено, судебное заседание назначено на  29.04.2014 на 10 час  30 мин.

29.04.2014 судебное разбирательство было отложено в связи с необходимостью предоставить суду необходимые для проведения судебной экспертизы дополнительные документы на 22.05.2014.

22.05.2014 судебное разбирательство было отложено по ходатайству сторон на 19.06.2014.

Определением суда от 26.06.2014 срок проведения экспертизы продлен, производство по делу приостановлено.

03.02.2015 производство по делу возобновлено, судебное заседание назначено на 03.03.2015 на 15 час 20 мин.

03.03.2015 судебное разбирательство было отложено на 31.03.2015 на 15 час 30 мин.

Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11ааs.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.

Определением апелляционного суда от 31.03.2015 на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с нахождением судьи Терентьева Е.А. в отпуске (приказ от 11.03.2015 № 56/к) была произведена замена судьи Терентьева Е.А. на судью Балакиреву Е.М.

После замены судьи рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.

В судебном заседании представитель ОАО «ПТС» заявил ходатайство об отказе от исковых требований в части взыскания убытков в сумме 3 145 315,69 руб., в остальной части поддерживает доводы апелляционной жалобы.

Представители ответчиков возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Третье лицо поддерживает позицию ОАО «ПТС», просит решение отменить, исковые требования с учетом частичного отказа от иска удовлетворить.

Администрация г.о.Самары в судебные заседания не обеспечила явку представителя, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, извещенного о месте и времени судебного  разбирательства.

Проверив законность и обоснованность  обжалуемого решения  в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы  в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителей сторон, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.

Как следует из материалов дела, в аренде у истца находятся муниципальные квартальные тепловые сети общей протяженностью 306,97 км.

Обслуживание, текущий и капитальный ремонт, реконструкция сетей осуществляется истцом за счет оплаты абонентов за поставляемые ресурсы по установленным тарифам.

Тепловую энергию и теплоноситель истец приобретает у их производителя - ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» (далее - ОАО «ВоТГК») и реализует своим абонентам, из которых 85 % (4340 многоквартирных домов) - управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, а также собственники, выбравшие непосредственную форму управления многоквартирными домами, а 15 % иные организации.

В соответствии со ст.19 Закона «О теплоснабжении» коммерческий учет осуществляется по приборам учета, а при отсутствии приборов учёта - расчётным путем.

Соответственно, расчеты между ОАО «ВоТГК» и истцом при наличии приборов учета осуществляются по показаниям приборов учета.

 При отсутствии приборов учета - исходя из проектной тепловой нагрузки зданий в соответствии с Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ № 105 от 06.05.2000 г. (далее - «Методика»).

Расчеты истца с абонентами, имеющими приборы учета, осуществляются по показаниям приборов учета.

С абонентами, не имеющими приборов учета в соответствии с действующим законодательством объем потребленных ресурсов определяется следующим образом:

- по объектам, не являющимся многоквартирными домами - расчетным способом в соответствии с Методикой;

- по многоквартирным домам - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии со ст.157 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ № 124 от 14.02.2012 г., Постановлением Правительства №307 от 23.05.2006 г., Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г.

Согласно данных истца, Приборами учета оснащены 886 многоквартирных домов из 4340. Таким образом, основной объем поставляемых ресурсов определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

В соответствии со ст.157 ЖК РФ Правительство РФ утверждает порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

В соответствии с п. 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома:

- в отношении горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая);

- в отношении отопления - материал стен; крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем;

Действующие в г. Самаре нормативы установлены Постановлением Главы г.о. Самара от 18.12.2007 г. № 1153 и, по мнению истца, в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 не учитывают указанные выше параметры.

При этом, в самом Постановлении Главы г.о. Самара от 18.12.2007 г. № 1153 (примечание к Приложению № 4) указано, что установленные данным постановлением нормативы применяются до установления нормативов в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

В соответствии с ПП. 35 п. 2.2. Положения о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утверждённого постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 № 337, министерство энергетики и ЖКХ Самарской области наделено полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг.

Однако министерство энергетики и ЖКХ Самарской области норматив потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению не установило, чем, по мнению истца, нарушило требования действующего законодательства и причинило ему убытки.

Кроме того, в обоснование своих доводов истец указывает, что министерство энергетики и ЖКХ Самарской области является субъектом, регулирующим не только объемный показатель (нормативы), но и ценовой показатель (тариф).

Тариф устанавливается исходя из необходимой валовой выручки организации, определенной на основе планируемого объема реализации ресурсов.

При установлении тарифа на тепловую энергию и теплоноситель ответчик должен был осознавать, что при действующем нормативе показатель реализации, принятый при регулировании не может быть достигнут.

Не установив отражающий фактическое потребление норматив, Министерство энергетики и ЖКХ Самарской области своим бездействием создало положение, когда объём поставки, учтённый при тарифном регулировании, не может быть полностью оплачен.

Согласно расчета истца (л.д. 1-4 т.24) в 2012 г. размер убытков истца составил 654875150 руб. 46 коп. Свои требования истец основывает на нормах главы 59 ГК РФ.

Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего  исследования представленных доказательств, суд первой инстанции в силу норм статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации обосновано отказал в иске  исходя из следующего.

Субъектами данной ответственности являются органы государственной власти или местного самоуправления, исполняющие свои властные публичные обязанности, выступающие от имени соответствующих публично-правовых образований и возмещающие внедоговорной вред за счет казны.

По смыслу указанных норм права, при рассмотрении судом исковых требований о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между этими действиями (бездействием) и причиненным вредом.

В рассматриваемом случае убытки истца обусловлены применением при расчетах с населением Постановления Главы г.о. Самара от 18.12.2007 г. № 1153 «Об оплате гражданами жилых

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 по делу n А72-17035/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также