Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 по делу n А65-13991/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

27 марта 2015 года                                                                 дело № А65-13991/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено 27 марта 2015 года 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Дёминой Е.Г., судей Морозова В.А., Шадриной О.Е.,

при ведении протокола судебного заседания Храмовой О.А.,

без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале № 2 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авантех" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.12.2014 по делу № А65-13991/2014 (судья Андреев К.П.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Авантех" (ОГРН 1021602010726, ИНН 1650093678)

к Исполнительному комитету Заинского муниципального района Республики Татарстан (ОГРН 1061687000209, ИНН 1647011379)

о признании пункта 2.2.2 договора на перевозку от 28.04.2012 недействительным, о взыскании 429 854 руб. 92 коп. долга.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Авантех" (далее – истец, ООО "Авантех")  обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Исполнительному  комитету Заинского муниципального района Республики Татарстан (далее – ответчик, Исполнительный комитет) о признании договора на перевозку пассажиров и багажа по пригородным автобусным маршрутам Заинского муниципального района Республики Татарстан от 28.04.2012  недействительным, взыскании 429 854,92 руб.  убытков.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан   от 19.12.2014  исковые требования оставлены без удовлетворения.

Истец не согласился  с принятым  судебным актом. В апелляционной  жалобе  просит решение отменить как незаконное, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования  удовлетворить.

В обоснование своих доводов заявитель жалобы указал, что ответчик  в нарушение статей 12, 15  Закона  Республики Татарстан от 13.11.2006 № 70-ЗРТ " Об организации  пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским  наземным электрическим  транспортом  общего   пользования на территории  Республики Татарстан"  (далее- Закон № 70-ЗРТ)  провел конкурс по необследованным  надлежащим образом  маршрутам Заинск-Тюгаевка, Заинск-Сармаш-баш, Заинск-Бухарай), в связи с чем  подача документов  в Комитет по тарифам не возможна и незаконна.

В нарушение действующего законодательства  ответчик произвольно  определил  на конкурс   количество транспортных средств, требуемых для обслуживания маршрутов, чем нарушил права истца в сфере предпринимательской деятельности.

Вывод суда о том, что  заключение оспариваемого договора   на один  год, а не 60 дней, как того требует закон № 70 - ЗРТ, соответствует требованиям Закона, является необоснованным.

Кроме того, суд не дал  оценки  доводам истца   о том, что законом № 70-ЗРТ прямо предусмотрены обязательства перевозчика, перечень является исчерпывающим и не содержит указаний перевозчику самостоятельно утверждать тарифы.

Также необоснованны выводы суда первой инстанции об извлечении преимущества истцом  из своего незаконного поведения.  Такие требования  сторонами  не заявлялись  и не были  предметом рассмотрения настоящего дела.

Представители  сторон, надлежащим образом извещенных  о времени и месте  судебного разбирательства, в судебное заседание  не явились,  ответчик представил  ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя  и отзыв, в котором отклонил доводы жалобы как необоснованные.

В соответствии  со статьями  123, 156, 266 АПК РФ  дело рассмотрено в отсутствие  представителей сторон.

Проверив  материалы дела,  ознакомившись с отзывом ответчика,  оценив доводы  апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами,  суд апелляционной инстанции  установил.

28.04.2012  между истцом (перевозчик) и ответчиком (заказчик)   заключен договор на перевозку пассажиров и багажа по пригородным автобусным маршрутам Заинского муниципального района Республики Татарстан.

Указанный договор был заключен по результатам проведенного ответчиком 16.04.2012 открытого конкурса на право перевозки пассажиров и багажа по пригородным автобусным маршрутам Заинского муниципального района Республики Татарстан.

Перечень маршрутов, его номер, путь следования количество рейсов в день и  протяженность указаны в технической части конкурсной документации (приложение 2), а именно: 1. Маршрут №102 Заинск-Тюгеевка, путь следования Заинек - пов.Поручиково - пов.Тюгеевка - пов. на Чубуклы-Чубуклы - пов. на Чубуклы - Суык-Чишма - пов.Нератовка- пов.Алексеевка – Тюгеевка, количество рейсов в день – 2, протяженность 40 км.; 2. Маршрут №105 Заинск-Сармашбаш, путь следования Заинск - СХТ - пер.Сарсаз Багряж - пер.Средний Багряж -пер.Верхний Багряж - пер. Средний Багряж - пе.Сарсаз Багряж-Сарсаз Багряж - В.Налим - пов. Федоровка - Кадыково –Сармашбаш, количество рейсов в день – 2, протяженность 53,7 км. 3. Маршрут №110 Заинск-Бухарай, путь следования Заинск - Ал.Слобода - пов. на Бусеряк - Бухарай - Алькино -Урсаево – Новоспасск, количество рейсов в день 2, протяженность 45,35 км..

Согласно пункту 1 договора  его предметом является организация по перевозке пассажиров и багажа по пригородным маршрутам Заинского муниципального района Республики Татарстан в период с 28.04.2012  по 28.04.2013.

В соответствии  с пунктом  2.2.1 договора перевозчик обязуется согласно результатам проведенного конкурса от 16.04.2012, протокола  № 1 организовать и выполнять в течение срока действия договора пассажиров и багажа на маршрутах (приложение №1 к договору).

Согласно  пункту 2.2.2 договора перевозчик обязуется осуществлять перевозки на маршрутах по расписанию движения и тарифам, утвержденным Государственным комитетом РТ по тарифам. Перевозчик обязан в течение 3 дней с момента объявления его победителем конкурса передать документы в Государственный комитет РТ по тарифам для утверждения тарифа на пригородные перевозки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлена необходимость государственного регулирования цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, перечень которых поручено утверждать Правительству Российской Федерации.

Регулируемые государством цены (тарифы) подлежат применению на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации (пункт 1 Указа).

В соответствии с Перечнем продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) относятся к виду услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, осуществляемому органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок организации пассажирских перевозок в Республике Татарстан урегулирован Законом N 70-ЗРТ, в соответствии с которым заказ на транспортное обслуживание населения формируется заказчиком пассажирских перевозок путем определения перечня регулярных маршрутов в целях наиболее полного удовлетворения потребностей населения соответствующей территории в услугах пассажирского транспорта, обеспечения безопасности, качества и доступности пассажирских перевозок. Государственный (муниципальный) заказ на транспортное обслуживание населения пассажирским автомобильным транспортом размещается в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". По результатам размещения заказа на транспортное обслуживание населения заказчик пассажирских перевозок заключает с перевозчиком договор на организацию пассажирских перевозок по соответствующему маршруту (маршрутам) (части 1, 2 и 3 статьи 11).

Согласно статье 2 Закона №70-ЗРТ под заказчиком пассажирских перевозок понимается орган исполнительной власти Республики Татарстан, орган местного самоуправления, организующий конкурс на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования и по его результатам заключающий договор на осуществление пассажирских перевозок с перевозчиком; перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель - владелец маршрутного транспортного средства, использующий его для осуществления пассажирских перевозок.

В силу положений части 1 статьи 10 Закона №70-ЗРТ заказчик пассажирских перевозок с учетом требований законодательства выполняет функции по организации пассажирских перевозок, в том числе: определяет потребность населения в транспортном обслуживании автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования по регулярным маршрутам; формирует маршрутную сеть в соответствии с параметрами качества транспортного обслуживания населения в пределах выделенных на эти цели бюджетных ассигнований; организует проведение конкурса на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования; по результатам конкурса заключает с перевозчиками договоры на осуществление пассажирских перевозок.

В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона №70-ЗРТ предметом конкурса является заключение договора на осуществление пассажирских перевозок на маршруте регулярного сообщения с соблюдением требований, указанных в конкурсной документации, соответствующих законодательству Российской Федерации и настоящему Закону. Объектом конкурса являются лоты (лот), включающие в себя один или несколько маршрутов с указанием необходимых параметров (начало и конец маршрута, количество и потребительские характеристики подвижного состава, интервалы движения или количество рейсов).

В соответствии с положениями статьи 12 Закона №70-ЗРТ открытие новых маршрутов, изменение и закрытие существующих маршрутов, входящих в межмуниципальную или муниципальную маршрутную сеть, осуществляется соответственно уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в сфере организации пассажирских перевозок, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством. Принятие решения об открытии новых маршрутов допускается после проведения на маршруте в установленном порядке предварительного обследования дорожных условий на предмет их соответствия требованиям безопасности движения.

Истец полагает, что  ответчик в нарушение  статей 12 и 15 Закона №70-ЗРТ провел конкурс по не утвержденным и не обследованным надлежащим образом маршрутам.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ  каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Возражая против удовлетворения заявленных требований  ответчик представил постановление руководителя Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан № 724 от 28.03.2011, которым были утверждены межмуниципальные маршруты Заинск-Тюгеевка, Заинск-Сармашбаш, Заинск-Бухарай, право на заключение договора на организацию перевозки пассажиров и багажа по которым являлось предметом проведенного ответчиком конкурса.

При таких обстоятельствах  довод истца о проведении конкурса по не утвержденным и не обследованным надлежащим образом маршрутам, судом первой инстанции  обоснованно отклонен.

Также истец в обоснование исковых требований сослался  на то обстоятельство, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 17.04.2014 открытый конкурс признан несостоявшимся,  в связи с чем  договор не мог быть заключен на срок один год, а в силу положений части 18 статьи11 Закона №70-ЗРТ только на срок не более чем на 60 дней.

В соответствии с частью 15 статьи 11 Закона №70-ЗРТ конкурс признается несостоявшимся по причинам: 1) отсутствия заявок на участие в конкурсе; 2) подачи только одной заявки на участие в конкурсе; 3) по решению суда, вступившему в законную силу.

В случае признания конкурса несостоявшимся по причине подачи только одной заявки на участие в конкурсе с перевозчиком, подавшим единственную заявку, заключается договор при условии его соответствия требованиям, установленным частью 10 статьи 11 (часть 16 статьи 11).

Согласно части 18 статьи11 Закона №70-ЗРТ заключение договора без проведения конкурса на условиях временной работы осуществляется в случаях: 1) досрочного расторжения ранее заключенного договора на осуществление пассажирских перевозок по основаниям, предусмотренным условиями указанного договора, - до даты начала осуществления перевозок перевозчиком, определенным по результатам конкурса на данный маршрут, но не более чем на 60 дней; 2) признания конкурса несостоявшимся по причине отсутствия заявок, а также по решению суда, вступившего в законную силу, в том числе в случае отсутствия согласия перевозчика, обслуживающего ранее данный маршрут,  до даты начала осуществления перевозок перевозчиком, определенным по результатам конкурса на данный маршрут, но не более чем на 60 дней.

Из  протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 17.04.2014 ООО "Авантех" было допущено к участию в открытом конкурсе, истец был признан участником конкурса (пункт 9.1 протокола).

Открытый конкурс был признан несостоявшимся, поскольку только один участник размещения заказа подал заявку на участие в конкурсе и был признан участником конкурса (пункт 9.2 протокола).

При таких обстоятельствах суд первой  инстанции пришел к правильному выводу о том, что заключение договора на перевозку пассажиров и багажа по пригородным автобусным маршрутам Заинского

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2015 по делу n А65-22551/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также