Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 по делу n А65-24437/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

 

19 марта 2015 года                                                                       Дело № А65-24437/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2015 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего Захаровой Е.И., судей Юдкина А.А.,  Семушкина В.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В., без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 16.03.2015 в помещении суда       апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан   

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 декабря 2014 года по делу № А65-24437/2014 (судья Воробьев Р.М.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «ТАИФ-НК», Республика Татарстан,  г.Нижнекамск,

к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования РФ по РТ в лице филиала №11 ГУ - регионального отделения Фонда социального страхования РФ по РТ, г. Нижнекамск,

о признании частично недействительными решений №44 от 12.09.2014 и №54 от 12.09.2014,

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество «ТАИФ-НК» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Республике Татарстан в лице филиала №11 ГУ – регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Республике Татарстан (далее - заинтересованное лицо, фонд социального страхования, фонд)  №44 от 12.09.2014 в части начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования в размере 97,61 руб. штрафа в размере 19,52 руб. и соответствующих им пени; о признании недействительным решения №54 от 12.09.2014 в части начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 74,43 руб. штрафа в размере 14,87 руб. и соответствующих им пени (т. 1, л.д. 4-9).

 Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.12.2014 заявление удовлетворено (т.2, л.д. 13-16).

Не согласившись с выводами суда, Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан  обратилось с апелляционной жалобой, в которой  просит решение суда от 24.12.2014 отменить, принять  по  делу новый судебный акт об отказе  в удовлетворении заявления (т. 2, л.д. 25-26).

Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не  явились, извещены.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Как следует из материалов дела, заинтересованным лицом в отношении заявителя проведены выездные проверки за период с 01.01.2010 по 31.12.2013 по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования, результаты проверки отражены в акте выездной проверки № 35 от 04.08.2014; по вопросам исчисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств, о чем составлен акт проверки № 54 от 04.08.2014.

На основании актов проверки заинтересованным лицом приняты решения от 12.09.2014 № 41 о доначислении страховых взносов в размере 593,16 руб., пени в размере 170,22 руб., а также указанным решением заявитель привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 118,63, предусмотренного п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»; от 12.09.2014 № 54 о доначислении страховых взносов в размере 196,77 руб., пени в размере 0,26 руб., а также заявитель привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 39,35 руб.

Основанием для начисления страховых взносов в размере 97,61 руб., соответствующих сумм пени и штрафа явился вывод заинтересованного лица о занижении заявителем базы для начисления страховых взносов на стоимость оплаты проезда в метро при нахождении сотрудника общества в командировке в общем размере 3 666 руб., поскольку расходы на проезд в городском транспорте не относится к командировочным расходам и входят в состав суточных расходов.

Основанием для начисления страховых взносов в размере 74,43 руб., соответствующих сумм пени и штрафа явился вывод заинтересованного лица о занижении заявителем базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний явился вывод ответчика в связи с не включением в облагаемую базу оплаты  услуг аэропорта по предоставлению VIP- зала.

Не согласившись с решениями заинтересованного лица, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решений № 41 и № 54 от 12.09.2014 недействительными в обжалуемой части.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, правильно применил нормы  материального права и при этом  обоснованно исходил  из  следующего.

По результатам проверки заинтересованное лицо установило, что заявитель не включил в базу для начисления страховых взносов стоимость оплаты проезда своим сотрудникам в метро при нахождении их в командировке.

Из представленных заявителем служебных заданий, командировочных удостоверений, квитанций и кассовых чек, а также из оспариваемого решения следует, что сотрудники общества были направлены в командировки для исполнения служебных заданий.

В обоснование заявленных требований заявитель, ссылаясь на статью 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», указывает, что выплаты не должны облагаться страховыми взносами, поскольку расходы по проезду в метро в связи с целями командировки не могут быть признаны выплатами в пользу работника, так как представляют собой компенсационные выплаты, связанные с расходами работника в служебной командировке и не входят в систему оплаты труда.

По мнению заинтересованного лица, расходы по проезду в общественном (городском) транспорте в пределах одного населенного пункта подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке, поскольку данные транспортные расходы не предусмотрены Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749.

В силу подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.

Пунктом 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ установлено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

В силу части 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в  Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», объектом обложения страховыми взносами для плательщиков - лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В силу подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.

Частью 2 статьи 9 вышеназванного Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации, не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) выделяет два вида компенсационных выплат.

Один из видов компенсационных выплат предусмотрен статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно положениям названной статьи под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда.

Согласно статье 165 ТК  РФ помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации при направлении в служебные командировки;

Статья 166 Трудового кодекса РФ закрепляет определение понятия «служебная командировка». Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

В соответствии со статей 168 Трудового кодекса РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:

- расходы по проезду;

- расходы по найму жилого помещения;

- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

- иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. В силу вышеназванной нормы, суд делает вывод о том, что спорные выплаты поездок в метрополитене сотрудникам, указанным на страницах 4-7 оспариваемого решения, непосредственно связаны с расходами на проезд к месту назначения (работы).

Статей 168 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам других работодателей определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что пунктом 7.2.1. Положения о служебных командировках, принятым открытым акционерным обществом «ТАИФ-НК», предусмотрена обязанность работодателя при наличии подтверждающих документов возместить расходы по проезду до места командирования и обратно полностью исходя из стоимости проезда.

Пунктом

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 по делу n А65-26763/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также