Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 по делу n А72-2996/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

11 марта 2015 года                                                                                    Дело №А72-2996/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2015 года

Постановление  в полном объеме изготовлено 11 марта 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семушкина В.С., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,  

при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 04.03.2015 в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.01.2015 по делу №А72-2996/2014 (судья Семенова М.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Экопром» (ИНН 7329002389, ОГРН 1107329002670), г.Димитровград Ульяновской области, заинтересованные лица: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, г.Ульяновск, Правительство Ульяновской области, г.Ульяновск, Министерство финансов Российской Федерации, г.Москва, Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, г.Волгоград, третьи лица: Администрация города Димитровграда Ульяновской области, г.Димитровград Ульяновской области, Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, г.Ульяновск, об оспаривании отказа в оформлении корректировки платежей за негативное воздействие на окружающую среду,

в судебном заседании приняли участие представители ООО «Экопром» Борисенко Е.С. (доверенность от 14.01.2015 №3) и Промзелева Е.В. (доверенность от 12.01.2015 №1),

представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, Министерства финансов Российской Федерации, Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Администрации города Димитровграда Ульяновской области, Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Экопром» (далее - ООО «Экопром», общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений) о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области (далее - Управление Росприроднадзора по Ульяновской области) в оформлении корректировки платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2011 года и 1-4 кварталы 2012 года с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий в сумме 14 510 642 руб., выраженного в письме от 25.12.2013 №01-27/6201; об обязании Управления Росприроднадзора по Ульяновской области определить объем корректировки размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду и оформить корректировку платежей за негативное воздействие на окружающую среду на сумму 14 510 642 руб., в том числе: за 4 квартал 2011 года - на сумму 3 428 818 руб., 1-4 кварталы 2012 года - на сумму 11 081 824 руб. с учетом освоения средств на выполнение заявителем природоохранных мероприятий.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Российской Федерации и Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрация города Димитровграда Ульяновской области и Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.

Решением от 14.01.2015 по делу №А72-2996/2014 Арбитражный суд Ульяновской области заявление общества удовлетворил.

Управление Росприроднадзора по Ульяновской области в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции.

ООО «Экопром» апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.

Другие лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.

На основании ст.ст.156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Управления Росприроднадзора по Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, Министерства финансов Российской Федерации, Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Администрации города Димитровграда Ульяновской области, Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

В судебном заседании представители ООО «Экопром» апелляционную жалобу отклонили, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, в выступлении представителей общества в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как видно из материалов дела, ООО «Экопром» представило в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду с указанием сумм средств на выполнение природоохранных мероприятий, принимаемых к зачету в счет платы: расчет за 4 квартал 2011 года - в сумме 3 428 818 руб., расчеты за 1-4 кварталы 2012 года - в сумме 11 081 824 руб.

20.09.2013 в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области поступили ходатайства ООО «Экопром» от 18.09.2013 №222 и №223 о проведении корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2011 года и 1-4 кварталы 2012 года на общую сумму 14 510 642 руб. (с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий) и зачете этих средств в счет указанных платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Письмом от 18.10.2013 №01-27/4813 Управление Росприроднадзора по Ульяновской области предложило обществу представить документы, перечисленные в п.6 Правил уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.04.2013 №347 (далее - Правила №347; начало действия - 28.04.2013).

ООО «Экопром» сообщило Управлению Росприроднадзора по Ульяновской области о том, что оно просило произвести корректировку размера платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2011 года и 1-4 кварталы 2012 года, а Правила №347 применяются к правоотношениям, возникшим после их принятия - 17.04.2013 (письмо от 09.12.2013 №267).

Управление Росприроднадзора по Ульяновской области в свою очередь направило обществу письмо от 25.12.2013 №01-27/6201, в котором отказало в проведении корректировки размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду, сославшись на Правила №347, а также на то, что в действующем законодательстве отсутствует прямая норма, допускающая зачет затрат, понесенных природопользователем в связи с проведением природоохранных мероприятий.

Посчитав, что данный отказ нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО «Экопром» обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление общества, обоснованно исходил из следующего.

Основным видом деятельности ООО «Экопром» является удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность (код ОКВЭД 90.00).

Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон №7-ФЗ) под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов; негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади относится к видам негативного воздействия на окружающую среду.

В силу ст.ст.3 и 16 Закона №7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.

В соответствии со ст.ст.51, 57 и 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за негативное воздействие на окружающую среду отнесена к неналоговым доходам бюджета и распределяется следующим образом: федеральный бюджет - 20%, бюджет субъекта РФ - 40%, местный бюджет - 40%.

Согласно п.3 ст.16 Закона №7-ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правительство РФ Постановлением от 28.08.1992 №632 утвердило Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия; Постановлением от 12.06.2003 №344 - Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления.

В соответствии с пп.«а» п.4 Постановления №632 органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований с участием территориальных органов Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации устанавливают дифференцированные ставки платы за загрязнение окружающей природной среды на основании утвержденных в соответствии с п.2 данного постановления базовых нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы, а также осуществляют корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей.

Утвержденный Постановлением №632 Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, в частности, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения.

Минприроды РФ на основании Постановления №632 разработало и утвердило Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды от 26.01.1993 (окончание действия документа - 01.09.2014).

Согласно п.6.3 и 6.4 Инструктивно-методических указаний предложения по корректировке размеров платежей разрабатываются конкретными природопользователями на основе планируемых природоохранных мероприятий, которые согласовываются с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

Конкретные природоохранные мероприятия, затраты на выполнение которых могут засчитываться в общих платежах природопользователя, определяются в соответствии с «Перечнем природоохранных мероприятий» (Приложение №2). К таковым мероприятиям относится, в частности, строительство головных и локальных очистных сооружений для сточных вод предприятий с системой их транспортировки; осуществление мероприятий для повторного использования сбросных и дренажных вод, улучшения их качества, не вызывающие побочного негативного воздействия на другие природные среды и объекты: аккумулирующие емкости, отстойники, сооружения и устройства для аэрации вод, биологические инженерные очистные сооружения, биологические каналы, экраны (п.1.1 и 1.3 Приложения №2 к Инструктивно-методическим указаниям).

В соответствии с расчетами платы за негативное воздействие за 4 квартал 2011 года и 1-4 кварталы 2012 года размер платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий корректировке с учетом освоения ООО «Экопром» средств на выполнение природоохранных мероприятий, составил 14 510 642 руб.

В обоснование указанной суммы ООО «Экопром» представило документы, подтверждающие выполнение работ по капитальному ремонту аэротенка №1 «Городские очистные сооружения» на сумму 2 558 718 руб. 37 коп., аэротенка №2 «Городские очистные сооружения» на сумму 1 556 737 руб. 48 коп. и воздуходувной станции «Городские очистные сооружения» на сумму 1 333 871 руб. 35 коп., а также приобретение турбовоздуходувки №Х300-С060 «Городские очистные сооружения» на сумму 7 350 000 руб. и ее монтаж (2 630 023 руб.).

Согласно заключению эксперта от 30.10.2014 №8 капитальный ремонт аэротенков на биологических очистных сооружениях канализации, проведенный ООО «Экопром» в г.Димитровграде в 4 квартале 2011 года и 1-4 кварталах 2012 года, является природоохранным мероприятием согласно п.1.3 Приложения №2 Инструктивно-методических указаний (п.1); снижение концентрации загрязняющих веществ при сбросе сточных вод в Черемшанский залив Куйбышевского водохранилища является следствием капитального ремонта аэротенков №1 и №2, то есть результатом природоохранного мероприятия (п.2); осуществленные ООО «Экопром» в 4 квартале 2011 года и 1-4 кварталах 2012 года мероприятия, предложенные к оформлению корректировки, относятся к природоохранным мероприятиям, установленным в п.1.3 Приложения №2 Инструктивно-методических указаний (п.3).

Управление Росприроднадзора по Ульяновской области не согласилось с выводом эксперта, содержащимся в п.2 заключения, сославшись на то, что результаты проверок, проведенных в 2014 году, свидетельствуют об отсутствии экологического эффекта от природоохранных мероприятий ООО «Экопром», имевших место в 2011-2012 годах: сброс сточных вод на участке Куйбышевского водохранилища (Черемшанский залив) в 2014 году осуществлялся с повышенным содержанием загрязняющих веществ.

Также Управление Росприроднадзора по Ульяновской области отметило, что экспертиза проводилась только на основании документов, представленных ООО «Экопром», без учета результатов проверок 2014 года.

Суд первой инстанции эти доводы Управления обоснованно отклонил. Заключение дано квалифицированным

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 по делу n А65-27582/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также