Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу n А72-11723/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

04 марта 2015 года                                                                            Дело № А72-11723/2014

г.Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 04 марта 2015 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Семушкина В.С.,

при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:

от общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Радомир» – представителя Жуковой А.Н. (доверенность от 25 февраля 2015 года),

от государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ – представителя Стенькиной А.Н. (доверенность от 24 декабря 2014 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании 27 февраля 2015 года апелляционную жалобу государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 декабря 2014 года по делу № А72-11723/2014 (судья Корастелев В.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Радомир» (ОГРН 1127329002558, ИНН 7329008408), Ульяновская область, Мелекесский район с.Ерыклинск, к государственному учреждению – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, г.Ульяновск,

о признании недействительным решения от 27.06.2014 № 3182,

 

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Радомир» (далее - заявитель, ООО «СП «Радомир», общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - УРО ФСС РФ, отделение ФСС РФ) № 3182 от 27 июня 2014 года о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения; о взыскании с ГУ - УРО ФСС РФ сумму госпошлины в размере 2000 руб.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 02 декабря 2014 года решение ГУ - УРО ФСС РФ от 27 июня 2014 года № 3182 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения признано недействительным. На ГУ - УРО ФСС РФ возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «СП «Радомир». С ГУ - УРО ФСС РФ в пользу ООО «СП «Радомир» взыскано в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 2000 рублей.

В апелляционной жалобе ГУ - УРО ФСС РФ просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. ГУ - УРО ФСС РФ указывает, что судом не были учтены следующие обстоятельства: общество за период с октября 2012 года по май 2013 года деятельность не вело, при этом заработная плата не выплачивалась, страховые взносы не уплачивались, что, по мнению отделения ФСС РФ, свидетельствует о том, что страхователь в течение 2013 года умышленно скрывал факт трудовых отношений с Шалиной А.И., не начислял и не уплачивал страховые взносы и легализовал трудовые отношения только для получения возмещения пособий по материнству за счет средств ФСС РФ. Должность торгового представителя, которую занимала Шалина А.И., введена 01.05.2013. После ухода Шалиной А.И. в отпуск по беременности и родам обществом был заключен договор на оказание услуг со сторонней организацией. Шалина А.И. была принята на работу приказом от 01 июня 2013 года, то есть в выходной день. Шалина А.И. проживает в г.Димитровград, тогда как фактическое место работы – с.Ерыклинск, находящееся в 38 км от г.Димитровград. По мнению ГУ - УРО ФСС РФ, заявитель заключил трудовой договор с Шалиной А.И. исключительно для получения последней единовременного пособия по беременности и родами и пособия по беременности и родам за счет средств ФСС РФ.

В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.

В судебном заседании представитель ГУ - УРО ФСС РФ поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.

Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 02 ноября 2013 года работником общества Шалиной (фамилия до вступления в брак - Коробова) А.И. работодателю был предъявлен листок нетрудоспособности № 102 333 561 820 от 01 ноября 2013 года, выданный ФГБУЗ КБ 172 ФМБА России на период отпуска по беременности и родам.

На основании трудового договора № 5 от 01 июня 2013 года и требований п.1 ст.22 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Федеральный закон № 165-ФЗ) Шалиной А.И. было рассчитано и назначено к выплате пособие по беременности и родам за период с 01 ноября 2013 года по 20 марта 2014 года в сумме 32 262 руб. 44 коп. Расчет пособия был произведен согласно требованиям Федерального закона от 29 декабря 2006 года №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон № 255-ФЗ) на основании предоставленных: больничного листа и справок о сумме заработной платы по форме приложения № 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 17 января 2011 года № 4н. Начисленное пособие обществом было выплачено работнику 02 ноября 2013 года.

Работником общества Шалиной А.И. работодателю 22 января 2014 года были предъявлены заявление о назначении единовременного пособия при рождении ребенка, копия свидетельства о рождении ребенка, копия свидетельства о заключении брака, справка о рождении ребенка для назначения выплаты единовременного государственного пособия (форма № 24) от 16 января 2014 года № 62, справка с места работы отца об отсутствии факта назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка.

На основании данных документов Шалиной (Коробовой) А.И. было начислено единовременное пособие при рождении ребенка в сумме 13 741 руб. 99 коп. и выплачено обществом работнику 22 января 2014 года.

ООО «СП «Радомир» 19 февраля 2014 года обратилось в ГУ-УРО ФСС РФ с просьбой перечислить задолженность Фонда по состоянию на 01 февраля 2014 года в сумме 44 977 руб. 73 коп., образовавшуюся за счет превышения суммы расходов на выплату страхового обеспечения над суммой начисленных страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В качестве документов, подтверждающих факт начисления и выплаты пособия в пользу своего работника, обществом в адрес отделения ФСС РФ были предоставлены документы, предусмотренные приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 951н от 04 декабря 2009 года «Об утверждении перечня документов, которые должны быть предоставлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования РФ о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения», а также дополнительные документы и письменные пояснения, обосновывающие наличие у общества трудовых отношений с данным работником.

Страхователи выплачивают страховое обеспечение в счет уплаты страховых взносов в Фонд (ч.1 ст.4.6 Федерального закона № 255-ФЗ).

В силу п.1 ч.1 ст.4.2 Федерального закона № 255-ФЗ страховщик, то есть ФСС РФ, имеет право проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в Фонд социального страхования РФ, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки.

В соответствии с частью 4 статьи 4.6 и частью 1 статьи 4.7 Федерального закона № 255-ФЗ ГУ - УРО ФСС РФ провело камеральную проверку правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователем ООО «СП «Радомир».

Проверка проведена на основе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию на от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Вынесенным по результатам проверки решением ГУ - УРО ФСС РФ от 27 июня 2014 года № 3182 обществу отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя в размере 44977,73 руб. на выплату страхового обеспечения.

При этом ГУ - УРО ФСС РФ, исходя из имевшихся в его распоряжении документов, представленных обществом с заявлением о возмещении средств на выплату страхового обеспечения, и дополнительно запрошенных документов, сделало вывод, что обществом создана искусственная ситуация для получения пособий за счет средств ФСС РФ.

В силу статьи 9 Федерального закона № 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона № 165-ФЗ страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона № 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Страховым случаем признается заболевание (пункт 1.1 статьи 7 Федерального закона № 165-ФЗ).

Оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности и обоснованности заявленных обществом требований, исходя из следующего.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 4.2. ч.1 ст.4.7 Федерального закона № 255-ФЗ страховщик имеет право проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.

Согласно ст. 4.7 Федерального закона № 255-ФЗ территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.

В силу ч.4 ст.4.6. Федерального закона № 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения страховщик вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.

На основании п.3 ч.1 ст.11 Федерального закона № 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Согласно п.4 ч.1 ст.4.2 Федерального закона №255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.

На основании статьи 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.

В силу статьи 1 Федерального закона № 165-ФЗ обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, в том числе вследствие заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей) и других событий.

Оценив доводы отделения ФСС РФ, послужившие основанием для принятия оспариваемого ненормативного правового акта, суд первой инстанции, исходя из всей совокупности представленных в материалы дела доказательств, пришёл к убеждению о преждевременности указанных выводов и их противоречии нормам законодательства.

Согласно ч.1 ст.38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В соответствии со ст.64 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.

Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 №10605/12 основы правового статуса личности в Российской Федерации установлены Конституцией Российской Федерации, в силу статьи 39 которой каждому гарантируете социальное обеспечение. Социальные пособия устанавливаются законом. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной зашиты.

В соответствии

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу n А55-17496/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также